Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2002 г. N ГКПИ02-39
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 июля 2002 г. N КАС 02-330 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд РФ в составе:
Председательствующего судьи Верховного Суда РФ - Колычевой Г.А.
при секретаре - Хоркиной В.В.
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе открытого акционерного общества "Казанский уксусный завод" о признании в части незаконным и не подлежащим применению Положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 года N 237 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.97 N 971, от 03.11.98 N 1292), установил:
Открытое акционерное общество "Казанский уксусный завод" является юридическим лицом, имеет государственную лицензию от 29 мая 2001 года на право производства, хранения и поставки денатурированной спиртосодержащей продукции. Из головной фракции этилового спирта, включая другие компоненты (денатурирующие добавки), акционерное общество производит спиртосодержащую денатурированную продукцию - денатурат.
Выпускаемая продукция прошла государственную регистрацию и на нее Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации выдано удостоверение N 000102 от 18 сентября 1998 года. Акционерное общество производит также уксус яблочный натуральный, в рецептуре приготовления которого применяется спирт этиловый ректификованный.
Открытое акционерное общество "Казанский уксусный завод" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным и не подлежащим применению Положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 года N 237 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.97 N 971, от 03.11.98 N 1292).
В период нахождения дела в производстве суда акционерное общество свои требования уточнило и просило признать незаконными и не подлежащими применению:
пункт 1 Положения в части указания "в том числе денатурированного спирта и головной фракции спирта";
абзац 1 пункта 5 Положения в части указания "выдает специальные разрешения и контролирует объемы его отпуска на основании установленной документации";
норму абзаца 3 пункта 5 Положения, устанавливающую, что "реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации не производится".
По мнению заявителя, Положение в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и ограничивает уставную деятельность Казанского уксусного завода.
В судебном заседании Генеральный директор ОАО "Казанский уксусный завод" Зарипов Г.Г., действующий от имени ОАО согласно Уставу, и представляющий интересы акционерного общества по доверенности Шайдуллин К.Р., заявленные требования поддержали.
По делу в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Российской Федерации.
Интересы Правительства Российской Федерации в суде представляли на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 5 марта 2002 года N АГ-П1-03150 и на основании доверенностей, выданных руководителями Минсельхоза России и Минэкономразвития России, должностные лица соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Представители Минсельхоза России Сенотрусова А.К., Марченко П.И. и Квитанцева Т.В., представитель Минэкономразвития России Смыслова Е.Б. с требованиями ОАО "Казанский уксусный завод" не согласились и просили оставить их без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу ОАО "Казанский уксусный завод" удовлетворить в части, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" приводятся основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Так, используемое для целей настоящего Федерального закона понятие этиловый спирт означает спирт, произведенный из пищевого или не пищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее;
спирт этиловый денатурированный (денатурат) - этиловый спирт, содержащий добавки красителя или специальные вещества, наличие которых исключает его использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
спиртосодержащая не пищевая продукция - не пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды не пищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В частности, запрещается продажа этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий или не имеющим квот на его закупку, либо продажа этилового спирта сверх указанных квот.
Согласно пункту 2 этой же статьи наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
Из пункта 1 Положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 года N 237 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.97, от 03.11.98 N 1292) следует, что настоящее Положение определяет порядок закупки и поставки на территории Российской Федерации этилового спирта из пищевого сырья, в том числе денатурированного спирта и головной фракции спирта (далее именуется - спирт), юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Пунктом 5 Положения установлено, что для обеспечения контроля со стороны государства за производством и использованием спирта Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации осуществляет координацию поставок спирта, выдает специальные разрешения и контролирует объемы его отпуска на основании установленной документации, (абзац 1).
Реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации не производится, (абзац 3)
Оспаривая пункт 1 Положения в части содержащегося в нем указания "в том числе денатурированного спирта и головной фракции спирта", ОАО "Казанский уксусный завод" ссылался на то, что в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" дано однозначное и не подлежащее расширительному толкованию понятие этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или не пищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратацией этилена с последующей перегонкой или без нее. Федеральным законом в это понятие головная фракция не включена. Головную фракцию этилового спирта заводы специально как продукт не производят. Она является отходом спиртового производства, образующимся при выработке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья при производстве этилового спирта. Федеральный закон отходы производства этилового спирта включает в самостоятельное понятие спиртосодержащая не пищевая продукция. Никаких ограничений на закупку головной фракции законом не установлено.
Объединив головную фракцию и этиловый спирт в одно общее понятие спирт в рамках Положения, Правительство Российской Федерации, по мнению заявителя, неправомерно, в противоречие со статьями 2, 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" расширило понятие этилового спирта и, тем самым, установило не предусмотренные данным Федеральным законом или иными федеральными законами ограничения для деятельности Казанского уксусного завода в области оборота головной фракции этилового спирта с такими доводами суд согласиться не может ввиду их необоснованности.
Материалами дела установлено, что в природе не существует этилового спирта как такового в чистом химическом виде. Не существует и технической документации (ГОСТ, ОСТ или ТУ) на этиловый спирт как самостоятельный продукт.
Понятие "этиловый спирт", приведенное в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", является общим (обобщающим) понятием. Оно содержит критерии, по которым конкретные виды продукции, выпускаемые в соответствии с нормативной документацией (ГОСТ, ОСТ, ТУ), признаются этиловым спиртом. К ним относятся: производство из пищевого или не пищевого сырья, применение методов спиртового брожения либо гидратации этилена с последующей перегонкой или без нее.
В настоящее время в Российской Федерации производится около двух десятков различных видов этилового спирта, отличающихся друг от друга исходным сырьем, методами и способами производства, глубиной ректификации (очистки), наличием разнообразных по составу и концентрации примесей. Каждый вид спирта отличается от любого другого вида и ни один из них не является тождественным другому.
Головная фракция производится из пищевого сырья методом спиртового брожения с последующей перегонкой и не до конца завершенным процессом ректификации.
Следовательно, исходя из основного (обобщающего) понятия "этиловый спирт", головная фракция этилового спирта является его разновидностью.
То обстоятельство, что головная фракция является разновидностью этилового спирта, подтверждается письменными отзывами федеральных министерств на жалобу заявителя, объяснениями представителей Правительства Российской Федерации в судебном заседании и представленными ими доказательствами, в частности ОСТ 10-217-98 "Фракция головная этилового спирта. Технические условия" с изменением N 1, утвержденным Министерством сельского хозяйства 22 марта 2002 года и введенным в действие с 1 апреля 2002 года, копиями отчетов Госкомстата России от 31 января 2002 года N 4-1-16/1 за 2001 год и от 5 марта 2002 года N 4-1-16/2 за январь 2002 года, письмом от 30 января 2002 года N 10-рс-72 Всероссийского научно-исследовательского института пищевой биотехнологии.
Так, согласно ОСТ 10-217-98 с изменением N 1, введенным в действие с 1 апреля 2002 года, "настоящий стандарт распространяется на фракцию головную этилового спирта, являющуюся видом этилового спирта, произведенного из пищевого сырья методом спиртового брожения с последующей перегонкой. Фракция головная этилового спирта получается при производстве этилового ректификованного спирта на предприятиях, не имеющих дополнительного оборудования, позволяющего выводить из производственного процесса головные примеси этилового спирта в концентрированном виде, и является отходом основного производства для этих предприятий.
Фракция головная этилового спирта подлежит дальнейшей переработке в этиловый ректификованный спирт на специализированных предприятиях.
Фракция головная этилового спирта используется для получения ректификованного спирта высшей очистки, соответствующего требованиям ГОСТ РФ 51652-2000, а также в качестве одного из вспомогательных компонентов при производстве денатурированной спиртосодержащей продукции и на технические цели".
В письме Всероссийского научно-исследовательского института пищевой биотехнологии, являющегося ведущим отраслевым научно-исследовательским институтом по вопросам спиртового производства в Российской Федерации, головная фракция также признается разновидностью этилового спирта.
Учет производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья в Российской Федерации осуществляется Госкомстатом России, как это следует из имеющихся в деле отчетов, по его разновидностям, в число которых включена и головная фракция.
Что касается экспертных исследований N 293/09, 311/09 от 18 февраля 2002 года Центральной Средне-Волжской лаборатории судебной экспертизы, письма заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Аксакова А.Г., специального разрешения на поставку 72/802 от 10.08.01, то они отвергнуты судом, поскольку ошибочно исходят из сравнения головной фракции с ректификованным спиртом, а не из общего понятия "этиловый спирт" и не учитывают действующего ОСТ на головную фракцию.
Представленный заявителем ОСТ 10-217-98 не действует в связи с изменениями, введенными в действие с 1 апреля 2002 года.
В письме ВНИИПБТ от 26 января 2002 года N 10-РС-70 суждение о том, что фракция головная этилового спирта является отходом спиртового производства, не имеет обоснований.
Довод заявителя о незаконном включении денатурированного спирта в понятие "спирт" для целей изданного Правительством Российской Федерации Положения, суд также считает необоснованным, поскольку никаких доказательств в подтверждение этому доводу не представлено.
Между тем, отнесение в нормативном акте Правительства Российской Федерации денатурированного спирта к общему понятию "этиловый спирт" полностью соответствует статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой спирт этиловый денатурированный (денатурат) это этиловый спирт, с добавленным в него красителем или специальными веществами.
Из приобщенных к делу отчетов Госкомстата усматривается, что спирт этиловый денатурированный (денатурат) как и головная фракция учитывается уполномоченным федеральным органом по государственному учету и статистике в качестве разновидности этилового спирта.
ОАО "Казанский уксусный завод" не является ни производителем, ни потребителем этилового спирта (денатурата), а поэтому пункт 1 Положения в части отнесения денатурированного спирта к этиловому спирту права и законные интересы заявителя не затрагивает.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду считать, что в нормативном акте Правительства Российской Федерации, определяющем порядок закупки и поставки на территории Российской Федерации этилового спирта из пищевого сырья, в понятие "спирт" в рамках данного акта денатурированный спирт и головная фракция спирта включены правомерно.
Что касается оспариваемых заявителем абзаца 1 и абзаца 3 пункта 5 Положения, то в судебном заседании установлено следующее.
Содержащееся в абзаце 1 пункта 5 Положения правило о том, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации контролирует объемы отпуска спирта на основании установленной документации, не противоречит статьям 5 и 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которым государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта включает в себя в том числе и контроль за объемом оборота этилового спирта.
Вместе с тем, указания абзаца 1 пункта 5 Положения в части, касающейся выдачи Министерством сельского хозяйства Российской Федерации специальных разрешений, и правило абзаца 3 того же пункта о том, что о том, что реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации не производится, устанавливают не предусмотренное федеральным законодательством ограничение на поставку этилового спирта, в том числе головной фракции и денатурированного спирта.
В данном случае Правительство Российской Федерации вышло за пределы своих полномочий, поскольку ввело не предусмотренные законом ограничения в области оборота этилового спирта.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что абзац 1 пункта 5 и абзац 3 того же пункта Положения в части, касающейся специальных разрешений, подлежат признанию незаконными и не подлежащими применению.
Доводы представителей Правительства Российской Федерации о том, что в соответствии с определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 января 2002 года по делу N КАС 01-494 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации прекратило выдачу специальных разрешений и аннулировало письмом от 1 апреля 2002 года N 11-9/370 ранее выданные, в связи с чем пункт 5 Положения в части, касающейся специальных разрешений, не действует и не нарушает права заявителя, не могут служить основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требования в этой части.
Предметом обжалования по делу N КАС 01-494 являлся пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1998 года N 1159 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", предусматривающий, что поставка этилового спирта осуществляется по специальным разрешениям.
В связи с признанием Кассационной коллегией этой нормы незаконной, Правительством Российской Федерации никаких изменений в Положение о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 года N 237 не внесено. Пункт 5 Положения в части специальных разрешений утратившим силу не признан.
По утверждению представителей ОАО "Казанский уксусный завод" спиртовые заводы, с которыми Казанский уксусный завод имеет договоры на поставку головной фракции этилового спирта, не поставляют эту продукцию без наличия специальных разрешений, в договорах поставщики предусматривают в качестве обязательного условия поставки головной фракции наличие специального разрешения. По этой причине Казанский уксусный завод до настоящего времени не осуществляет свою деятельность в соответствии с полученной лицензией.
Эти утверждения представителей заявителя материалами дела не опровергнуты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу открытого акционерного общества "Казанский уксусный завод" о признании в части незаконным и не подлежащим применению Положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 года N 237 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.97 N 971, от 03.11.98 N 1292), удовлетворить частично.
Признать незаконным и не подлежащим применению абзац 1 пункта 5 Положения в части указания на то, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации "выдает специальные разрешения", а также признать незаконным и не подлежащим применению абзац 3 пункта 5 Положения, предусматривающий, что "реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации не производится".
В остальной части жалобу заявителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2002 г. N ГКПИ02-39
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2003 г., N 4