Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Диспетчерское управление
8.1. Общие положения
8.1.1. Диспетчерская служба ВКХ должна обеспечивать оперативное руководство эксплуатацией, участвовать в разработке эксплуатационных режимов систем водоснабжения и канализации, разрабатывать предложения по оптимизации режимов работы всей системы, а также отдельных ее объектов.
Для этого в составе диспетчерской службы должна быть группа режимов, которая на основе изучения и обобщения опыта эксплуатации подготавливает под руководством главного диспетчера предложения по оптимизации режимов работы всей системы водоснабжения и канализации, а также отдельных ее объектов.
Эти предложения рассматриваются и утверждаются главным инженером ВКХ и передаются на объекты ВКХ в виде режимных карт, графиков, инструкций. На их основании вносятся соответствующие изменения в программы систем автоматизированного управления (САУ) режимами работы отдельных объектов и технологических процессов.
8.1.2. Задачами диспетчерской службы являются:
а) руководство эксплуатацией систем водоснабжения и канализации в целом и отдельных цехов, сооружений и коммуникаций;
б) обеспечение заданных режимов работы систем водоснабжения и канализации, их корректировка и разработка новых эксплуатационных режимов;
в) контроль за исправным функционированием средств диспетчерского управления объектами ВКХ;
г) обеспечение оперативной связи с подразделениями Государственной противопожарной службы, городских служб МЧС, газоспасательными службами и органами местного самоуправления;
д) контроль за ведением аварийных работ на сетях и сооружениях;
е) прием заявок на устранение повреждений и аварий, распределение аварийных бригад, автотранспорта и аварийных материалов, механизмов и оборудования;
ж) осуществление мероприятий по обеспечению необходимой водоподачи системы водоснабжения в районе возникшего пожара.
8.1.3. Структуру диспетчерской службы устанавливает руководство ВКХ в зависимости от схемы и производительности систем водоснабжения и водоотведения, протяженности сетей, а также с учетом сложности технологических процессов и производственных объемов.
Диспетчерское управление крупными системами водоснабжения и канализации может осуществляться в две и более ступени (центральный диспетчерский пункт, диспетчерский пункт предприятия - водопроводной станции, станции аэрации, местный диспетчерский пункт).
8.1.4. В административно-техническом отношении диспетчерская служба предприятия подчиняется начальнику (главному инженеру) предприятия ВКХ, а в оперативном - вышестоящей диспетчерской службе, а также в соответствии с местными условиями и в определенном объеме диспетчерской службе энергоснабжающей организации.
8.1.5. К компетенции диспетчерской службы относится решение оперативных вопросов, необходимых для обеспечения надежности, бесперебойности и экономичности работы отдельных сооружений и всей системы.
8.1.6. Дежурный диспетчер осуществляет общее техническое и оперативное руководство в соответствии с настоящими Правилами, местными инструкциями, указаниями и распоряжениями руководства предприятия ВКХ.
8.1.7. На диспетчерском пункте организуют круглосуточное дежурство, диспетчеры работают по графику, утвержденному главным инженером предприятия ВКХ.
8.1.8. Дежурный диспетчер обязан:
а) контролировать поддержание заданных режимов работы сооружений и оборудования;
б) корректировать заданные режимы при необходимости повышения надежности работы сооружений и эффективности технологического процесса;
в) осуществлять оперативное руководство персоналом смен участков и подразделений по включению и отключению оборудования, сооружений, установок и сетей;
г) запрашивать сведения о состоянии оборудования и режимных параметрах сооружений у дежурных операторов;
д) своевременно сообщать руководству предприятия ВКХ сведения о нарушениях и авариях;
е) руководить действиями персонала по локализации и ликвидации аварий;
ж) вести оперативный журнал с регистрацией оперативных действий, замеченных во время дежурства отклонений и неполадок в работе сооружений, а также служебных переговоров с дежурным персоналом;
з) вести техническую отчетность по смене;
и) ставить в известность руководящих работников предприятия ВКХ об авариях и тяжелых несчастных случаях;
к) регистрировать в оперативном журнале аварийные случаи с указанием времени возникновения и характера аварии, а также оперативные мероприятия, принятые для локализации и ликвидации аварий;
л) систематически обобщать и анализировать опыт эксплуатации сооружений ВКХ для выявления наиболее экономичных и надежных эксплуатационных режимов;
м) участвовать в разработке и внедрении мероприятий по улучшению и совершенствованию режимов работы сооружений ВКХ;
н) анализировать причины аварий и неполадок и принимать участие в разработке мероприятий по повышению надежности работы как всей системы, так и ее отдельных элементов;
о) осуществлять оперативную связь с подразделениями Государственной противопожарной службы, направлять представителя предприятия ВКХ на место возникновения пожара для оказания помощи пожарным подразделениям в обнаружении и использовании пожарных гидрантов;
п) информировать местные органы Госсанэпиднадзора об авариях на сооружениях и сетях водоснабжения и водоотведения;
р) ставить в известность об авариях на сооружениях и сетях систем водоотведения местные органы по регулированию использования и охране вод, а на водопроводных сетях - подразделения государственной противопожарной службы.
8.2. Оснащение диспетчерских пунктов
8.2.1. Диспетчерские пункты должны быть оснащены современными средствами оперативного и диспетчерского управления и связи, а также по возможности компьютерной техникой, связанной с терминалами и программируемыми контроллерами на основных сооружениях и сети.
8.2.2. На диспетчерском пункте необходимо иметь оперативные материалы в объеме, соответствующем границам ответственности конкретного диспетчерского пункта (ЦДП, МДП и т.п.):
а) оперативные схемы основных коммуникаций, сооружений и средств регулирования, управление которыми осуществляет диспетчер;
б) планшеты в масштабе 1:2000, каждый из которых охватывает территорию объекта управления площадью 1000 х 1000 м со всеми подземными коммуникациями и сооружениями, имеющимися в натуре. На планшетах должны быть указаны номера колодцев (камер), установленное в них оборудование и контрольно-измерительная аппаратура;
в) схемы коммуникаций и характеристики оборудования;
г) графики и режимные карты сооружений и оборудования;
д) планы текущего и капитального ремонтов сооружений;
е) полный комплект действующих эксплуатационных руководств, включая настоящие ПТЭ, правила техники безопасности и инструкция взаимодействия службы сетей водоснабжения с органами пожарной охраны, а для оперативного персонала объекта (насосных станций и т.п.), обслуживающих электроустановок - действующие Правила технической эксплуатации и Правила техники безопасности электроустановок;
ж) список служебных и домашних телефонов руководящего персонала производственного предприятия водоснабжения и канализации и их адреса;
з) список и телефоны различных служб города - энергоснабжающей организации, горгаза, пожарной охраны, органов Министерства по чрезвычайным ситуациям, органов Госсанэпиднадзора, органов управления использованием и охраной водных ресурсов.
При оснащении диспетчерского пункта компьютерной техникой указанные оперативные материалы следует перевести на дискеты и занести в память компьютера.
8.2.3. Для наглядности и удобства работы персонала диспетчерского пункта на оперативных схемах следует отражать состояние сооружений и оборудования (в работе, в ремонте, в резерве, авариях) условными обозначениями, сигналами или символами.
Оперативные схемы сетей систем водоснабжения и водоотведения должны быть нанесены на план города с указанием наименований улиц, проездов, площадей и нумераций строений.
8.2.4. Диспетчерский пункт состоит из следующих помещений (или части из них): диспетчерская с щитами, пультами и столом с компьютером для диспетчера; аппаратная со штативами, реле, выпрямителями, зарядно-разрядными щитами; аккумуляторная, контрольно-ремонтная мастерская с оборудованием и персоналом; бытовые помещения.
8.2.5. Диспетчерские пункты должны быть оснащены следующими средствами связи и управления (либо частью из них):
а) избирательной (селекторной) телефонной или радиотелефонной связью;
б) устройствами для телеизмерения показателей работы сооружений и оборудования;
в) дистанционной сигнализацией и средствами контроля за работой сооружений и оборудования;
г) телемеханическими средствами управления агрегатами, механизмами и запорно-регулирующими устройствами;
д) компьютерной техникой с выводом на дисплей технологических схем, схем автоматизации и телеуправления, показателей работы систем, сооружений и оборудования.
Набор средств связи устанавливается для каждого ВКХ и диспетчерского пункта в зависимости от местных условий (протяженности коммуникаций, места, занимаемого диспетчерским пунктом в общей схеме водоснабжения и водоотведения).
8.3. Организация работы диспетчерских пунктов
8.3.1. В каждом ВКХ должны быть установлены границы оперативной ответственности для диспетчерских служб Водоканала, предприятия Водоканала, цеха предприятия Водоканала.
Каждый диспетчер должен ясно представлять, какое оборудование (насосный агрегат, водовод, магистраль, механизм, та или иная задвижка или затвор и т.д.) находится в его непосредственном оперативном управлении, а каким он управляет по разрешению вышестоящего дежурного диспетчера.
Диспетчер имеет право оперативно изменять график работы оборудования и сооружений при изменении условий работы системы или отдельных объектов в пределах своей оперативной ответственности.
8.3.2. Для автоматизированных объектов руководство ВКХ в соответствии с местными условиями может устанавливать такой порядок оперативного управления технологическими процессами, при котором вышестоящий дежурный диспетчер задает нижестоящим дежурным необходимые значения технологических параметров (давление, уровень, расход и проч.), которые обеспечиваются системой автоматического управления.
При этом вышестоящий дежурный не вмешивается в действия нижестоящего дежурного по выбору состава действующего оборудования, с помощью которого обеспечиваются заданные технологические параметры. Подбор состава действующего оборудования в этом случае осуществляется нижестоящим дежурным в соответствии с утвержденными инструкциями по эксплуатации автоматизированных систем управления и режимными картами.
8.3.3. Ни один элемент оборудования и сооружений не может быть выведен из работы или резерва без разрешения диспетчера соответствующего уровня, кроме случаев, явно угрожающих безопасности людей и сохранности оборудования.
8.3.4. Вывод оборудования из рабочего состояния и резервуара независимо от наличия утвержденного плана оформляется заявкой, утверждаемой главным инженером предприятия ВКХ и подаваемой диспетчеру заблаговременно до начала производства работ, в сроки, установленные руководством Водоканала.
В заявке на вывод оборудования из работы или резерва должны быть указаны: вид оборудования, цель его выведения из рабочего состояния или резерва и срок (дата и часы начала и окончания работ), график работ, наименование переключаемых и отключаемых участков, обеспечение мер безопасности при производстве работ.
Заявку подписывают ответственные исполнители работ и утверждает главный инженер предприятия ВКХ. Настоящее требование не относится к отключениям механизмов и агрегатов, необходимым для соблюдения заданного технологического режима.
В исключительных случаях дежурный диспетчер имеет право разрешить внеплановый ремонт единолично на срок в пределах своего дежурства с последующим уведомлением главного инженера предприятия.
Вывод оборудования из работы и резерва может производиться только после распоряжения дежурного диспетчера.
8.3.5. О разрешении на отключение или включение оборудования диспетчер должен сообщить производителю работ накануне дня производства работ, в сроки, установленные руководством ВКХ.
8.3.6. Заявки на отключения, переключения и включения оборудования в работу диспетчер должен записывать в специальный журнал заявок.
8.3.7. О всех оперативных действиях, связанных с прекращением водоснабжения или водоотведения, потребители должны уведомляться заранее, с указанием срока прекращения подачи воды или отведения стоков.
8.3.8. Локализация и устранение аварий на сооружениях, коммуникациях и оборудовании, находящихся в оперативном управлении дежурного диспетчера, осуществляются под его руководством.
8.3.9. Ответственность за необоснованную задержку выполнения распоряжения дежурного диспетчера несут лица, не выполнившие распоряжения диспетчера, а также руководители подразделений, санкционировавшие невыполнение распоряжения без уважительных причин.
8.3.10. Локализация и устранение крупных аварий осуществляются под руководством главного инженера предприятия ВКХ или уполномоченного им на то лица, о чем должна быть сделана запись в оперативном журнале диспетчерского пункта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.