Письмо Госстроя РФ от 24 октября 1997 г. N 01-29-5
Настоящее письмо фактически прекратило действие в связи с тем, что постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 621 признано утратившим силу и утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг
См. справку о федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг
Госстрой России направляет для руководства "Методику определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации", разработанную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" и утвержденную первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации Б.Е.Немцовым от 04.08.97 г.
Данная Методика имеет заключение Минюста Российской Федерации от 09.09.97 г. N 16-04-122-97 и носит рекомендательный характер.
А.Терещенко
Методика
определения федеральных стандартов перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов
с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации
федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых
Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации
1. Федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1997 год утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 621 от 26 мая 1997 года "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". Изменения стандартов в последующие годы производятся на основании данной методики.
1.1. Изменения федерального стандарта социальной нормы площади жилья могут быть внесены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации по представлению Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 777 от 1 июля 1997 года.
1.2. Федеральный стандарт уровня платежей граждан в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в период до 2003 года устанавливаются в соответствии с показателями "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 425 от 28 апреля 1997 года. Эти показатели могут быть изменены постановлением Правительства Российской Федерации с учетом реализации Среднесрочной программы Правительства Российской Федерации и других макроэкономических программ правительства.
1.3. Определение федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) на 1 кв.м общей площади жилья в месяц (Ф1) производится для каждого экономического района, как правило, раз в год на основании данных статистической отчетности о средней сложившейся стоимости предоставления жилищных и коммунальных услуг на конец истекшего года (Ф) на основе данных формы 22-ЖКХ и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, с учетом следующих факторов:
Постановлением Госкомстата РФ от 26 июня 2000 г. N 52 с отчета за январь 2001 г. введена новая форма N 22-ЖКХ(реформа)-краткая (Месячная)
- индекса роста потребительских цен (И) на середину года, для которого производится расчет федерального стандарта на основании прогноза Минэкономики России;
- изменения значений нормативов потребления коммунальных услуг (Н), устанавливаемых с учетом ожидаемого снижения уровня потребления коммунальных услуг вследствие реализации программ ресурсосбережения; значения изменения нормативов определяются Госстроем России;
- изменения стоимости единицы услуги (С) по каждой из жилищно-коммунальных услуг вследствие повышения эффективности работы предприятий, производящих данные услуги; коэффициент С определяется Госстроем России на основании анализа тенденции развития отрасли;
- ожидаемого изменения значений тарифов, которые находятся в ведении Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (Т), на основании прогноза Федеральной энергетической комиссии.
Таким образом, федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц на последующий год рассчитывается как сумма стоимостей предоставления отдельных услуг (Ф1), которые рассчитываются по формулам:
для жилищных услуг:
Ф1 = Ф х И х С,
для услуг, тарифы на которые утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации:
Ф1 = Ф х Т х Н;
для всех остальных коммунальных услуг:
Ф1 = Ф х И х С х Н.
При определении изменения нормативов потребления коммунальных услуг (Н) в качестве базовых берутся нормативы, использованные при расчете федерального стандарта стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1997 год в расчете на 1 чел.:
- теплоэнергия (для теплоснабжения и горячего водоснабжения) - 6,7 Гкал в год;
- водоснабжение и канализование - 4,5 куб.м в месяц;
- электроэнергия - 50 кВт/ч в месяц;
- газ сетевой - 10 куб.м в месяц.
Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц, как правило, рассчитывается по итогам прошедшего года и утверждается на последующий год. При резком изменении тарифов, регулируемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, возможен внеочередной пересмотр федерального стандарта, при этом новый стандарт устанавливается до конца календарного года. Решение об утверждении федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц принимается Комиссией по отработке механизмов реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, созданной во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 528 от 27 мая 1997 года. При этом новый стандарт устанавливается до конца календарного года.
2. Исходная величина трансфертов определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из бюджетной потребности субъектов Федерации, в том числе с учетом расчетной потребности в бюджетных расходах на жилищно-коммунальное хозяйство при условии соответствия федеральным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. На этапе перечисления трансферта в регионы учитывается ход проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Федерации в соответствии с настоящей Методикой.
3. Соблюдение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг оценивается исходя из разницы между фактической и обоснованной потребностью в бюджетных расходах при условии постепенного, до 2000 года, прекращения перекрестного субсидирования различных групп потребителей жилищно-коммунальных услуг и передачи всего государственного ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность.
Фактическая потребность рассчитывается исходя из сложившихся в регионе затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг и действующих на территории величин, доли населения в покрытии фактических затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, социальной нормы площади жилья и предельно допустимой доли семейных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по социальной норме и нормативам потребления.
Обоснованная потребность рассчитывается при предположении, что все указанные величины равны соответствующим федеральным стандартам.
4. Потребность в "бюджетных расходах" рассчитывается как сумма трех компонентов:
- потребность в прямых бюджетных дотациях предприятиям жилищного хозяйства при условии прекращения перекрестного субсидирования и передачи всего государственного ведомственного фонда в муниципальную собственность;
- потребность в компенсации выпадающих доходов вследствие предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
- потребность в средствах на компенсацию выпадающих доходов вследствие предоставления нуждающимся гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, а также на содержание служб жилищных субсидий.
5. Потребность в прямых бюджетных дотациях ЖКХ рассчитывается как полная стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории субъекта Федерации, умноженная на разность между единицей и долей населения в покрытии затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
На этапе постепенного прекращения перекрестного субсидирования различных групп потребителей жилищно-коммунальных услуг и передачи государственного ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность при расчете фактической потребности в прямых бюджетных дотациях ЖКХ применяется понижающий коэффициент:
в 1997 году - 0,8;
в 1998 году - 0,9;
в 1999 году - 0,95;
начиная с 2000 года - 1,0
5.1. Полная стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории субъекта Федерации рассчитывается как произведение удельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья (с учетом нормативов потребления коммунальных услуг) на количество квадратных метров, оборудованных данными услугами (количество человек, пользующихся соответствующими услугами).
Величину показателя можно рассчитывать двумя путями:
5.1.1. Расчет ведется по каждой услуге отдельно. Конечная величина получается как сумма стоимостей предоставления отдельных услуг.
5.1.2. Упрощенный способ: приблизительно определяется число граждан, пользующихся основными жилищно-коммунальными услугами, и умножается на величину стоимости полного набора жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека. На практике таким индикатором может выступать количество граждан, пользующихся услугами центрального отопления: произведение числа граждан, пользующихся услугами центрального отопления, на величину стоимости предоставления полного стандартного набора жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека приблизительно равно величине, рассчитанной как сумма стоимостей потребленных всеми гражданами жилищно-коммунальных услуг.
5.2. Удельная стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья при определении фактической потребности рассчитывается на основании данных статистической отчетности. Основная информация для расчета берется из формы 22-ЖКХ Госкомстата России: стоимость содержания и ремонта жилья, стоимость водоснабжения и канализования, теплоэнергии. Стоимость услуг электроснабжения и сетевого газоснабжения определяется на основании данных Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и региональных энергетических комиссий. В случае перевода формы 22-ЖКХ из так называемой ведомственной статотчетности в государственную эти показатели также должны быть включены в форму. При расчете фактической потребности используются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в регионах.
Постановлением Госкомстата РФ от 26 июня 2000 г. N 52 с отчета за январь 2001 г. введена новая форма N 22-ЖКХ(реформа)-краткая (Месячная)
При расчете обоснованной потребности в качестве удельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади берется федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, определенный в соответствии с п.1.3.
5.3. Доля населения в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывается как соотношение сложившегося уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в расчете на 1 кв.м, определяемого на основе данных Госкомстата России, и полной фактической стоимости этих услуг, определяемой в соответствии с п.5.2 настоящей Методики.
6. Потребность в компенсации выпадающих доходов вследствие предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан рассчитывается как доля от расчетного начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги (полная стоимость предоставления услуг, умноженная на долю, покрываемую за счет платежей населения). В 1997 году эта доля на основании данных о фактически сложившейся доле выпадающих доходов определена в размере 10%. В случае изменения нормативных актов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, в настоящий пункт методики должны быть внесены изменения.
7. Потребность в жилищных субсидиях. Исходной информацией могут служить:
- данные бюджетных обследований о доходах и жилищных условиях населения;
- данные о распределении населения по уровню среднедушевых доходов по каждому из субъектов Федерации.
При отсутствии информации из вышеназванных источников используются данные о среднероссийском распределении населения по уровню среднедушевых доходов, скорректированные на отклонение величины среднедушевых доходов в регионе от среднероссийской величины (с учетом допущений о характере изменения этой величины в низкодоходных группах - потенциальных получателях жилищных субсидий).
Решение о выборе источника первичной информации принимается ежегодно Госстроем России с учетом доступности информации, затрат, необходимых для ее получения, оценки качества, достоверности и репрезентативности информации, а также необходимой периодичности оценки потребности в субсидиях.
7.1. Расчет обоснованной потребности в средствах на субсидии производится исходя из: а) ставок и тарифов, установленных на уровне федерального стандарта уровня платежей граждан в процентах от соответствующего федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и б) федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан. Исходя из этих величин рассчитываются пороговые уровни дохода, при котором возникает право на жилищную субсидию:
- у одиноко проживающего на площади 33 кв.м общей площади;
- у члена семьи из двух человек, на которого приходится 21 кв.м общей площади;
- у члена семьи из трех и более человек, на которого приходится 18 кв.м.
7.2. Расчет фактической потребности в средствах на субсидии производится исходя из: а) действующих ставок и тарифов и б) максимально допустимой доли собственных расходов граждан, установленной в регионе. Исходя из этих величин рассчитываются пороговые уровни дохода, при котором возникает право на жилищную субсидию у граждан, проживающих на площади, соответствующей социальной норме площади жилья, установленной в субъекте Федерации, но не ниже средней обеспеченности жильем в субъекте Федерации. Если в субъекте Федерации социальная норма площади жилья установлена ниже уровня средней обеспеченности жильем, при расчете фактической потребности в средствах на субсидии используется величина среднего уровня обеспеченности жильем в субъекте Российской Федерации.
7.3. После этого на основании данных о количестве граждан, принадлежащих к каждой из трех категорий (одиноко проживающие, семьи из двух человек, семьи из трех и более человек), и о доле населения, чей доход ниже соответствующего порогового значения, определяется общее количество граждан, имеющих право на жилищные субсидии, а также ожидаемая потребность в субсидиях.
7.4. В окончательную цифру потребности в жилищных субсидиях включаются расходы на содержание административного аппарата и управление программой (на сегодня эта величина может быть экспертным образом оценена в 10% от суммы предоставленных субсидий).
7.5. Если в результате расчета потребности в жилищных субсидиях при соблюдении федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (обоснованной потребности) доля семей, имеющих право на жилищную субсидию в субъекте Федерации, более чем на 20 процентных пунктов превышает соответствующий среднероссийский показатель, скорректированная величина трансферта увеличивается в соответствии с п.8.5 настоящей Методики.
8. В соответствии с пп.3, 4 и 7.4 настоящей Методики рассчитываются величины фактической и обоснованной потребности в бюджетных расходах для каждого из субъектов Российской Федерации, получающего средства из Федерального фонда поддержки регионов (ФФПР).
8.1. Для регионов, в которых фактическая потребность превысила обоснованную, рассчитывается разность между фактической и обоснованной потребностью (Р).
8.2. Полученная величина Р умножается на величину, равную отношению Р к фактической потребности. Произведение является исходной величиной месячного удержания средств из трансферта (У).
8.3. Рассчитывается отношение исходной величины месячного удержания средств из трансферта к 1/12 величины трансферта, выделенного региону в соответствии с Законом Российской Федерации о бюджете (У/ТР).
8.4. Величина перечисляемого трансферта за соответствующий месяц рассчитывается как 1/12 величины трансферта, выделенного региону в соответствии с Законом Российской Федерации о бюджете, умноженная на коэффициент (К), рассчитанный в соответствии с таблицей:
У/ТР Коэффициент К
0,01 - 0,1 0,9
0,11 - 0,2 0,8
0,21 - 0,33 0,7
0,34 - 0,5 0,6
свыше 0,5 0,5
8.5. Если в результате расчета потребности в жилищных субсидиях при соблюдении федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (обоснованной потребности) доля семей, имеющих право на жилищную субсидию в субъекте Федерации, более чем на 20 процентных пунктов превышает соответствующий среднероссийский показатель, перечисляемый трансферт дополнительно увеличивается на величину обоснованной потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий, умноженную на долю семей, имеющих право на жилищные субсидии сверх установленного порога (среднероссийская доля плюс 20 пп.), среди всех семей, имеющих право на жилищные субсидии, но не более 1/12 исходной величины трансферта, выделенного региону в соответствии с Законом Российской Федерации о бюджете.
8.6. Минфин России совместно с Госстроем России вправе принять решение об увеличении скорректированной величины трансферта, определенной в соответствии с пп. 8.4 и 8.5 настоящей Методики, с учетом динамики преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве региона (сокращение удельных затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, уменьшение доли затрат жилищно-коммунального хозяйства, покрываемой за счет дотаций из консолидированного бюджета субъекта Федерации), но не более чем до 1/12 исходной величины трансферта, выделенного региону в соответствии с Законом Российской Федерации о бюджете.
8.7. Расчет производится ежеквартально на основании отчетности за предыдущий квартал. Скорректированная величина перечисляемого трансферта, определенная в соответствии с пп. 8.4, 8.5 и 8.6, фиксируется на три последующих месяца.
8.8. Величина стандарта уровня платежей граждан в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг, используемая при ежеквартальном расчете обоснованной потребности в бюджетных дотациях, определяется исходя из предположения о ступенчатом квартальном увеличении равным шагом.
Например, если величина стандарта на 1996 год - 25%, на 1997 год - 35%, а на 1998 год - 50%, то при расчете обоснованной потребности в течение 1997 года необходимо использовать:
по итогам первого квартала - 82,5%;
по итогам второго квартала - 35%;
по итогам третьего квартала - 38,75%;
по итогам четвертого квартала - 42,5%.
8.9. Остальные федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг при ежеквартальных расчетах не меняются.
8.10. При внутрирегиональном распределении средств трансферта субъект Федерации вправе исходить из складывающейся дифференциации стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг в пределах субъекта Федерации.
9. Разница между размером ФФПР и фактическими перечислениями трансфертов в субъекты Федерации в 1997 году направляется на покрытие бюджетного дефицита. С 1998 года возможно использование этих средств для технического обеспечения повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь в регионах, активно проводящих реформу жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госстроя РФ от 24 октября 1997 г. N 01-29-5
По заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 09.09.97 г. N 16-04-122-97 "Методика определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации", направляемая настоящим письмом, в государственной регистрации не нуждается
Текст письма официально опубликован не был
Настоящее письмо фактически прекратило действие в связи с тем, что постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 621 признано утратившим силу и утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг