См. комментарий к настоящему письму
См. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", вступающий в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. На основании статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин рассматривают налоговые органы.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовый машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е" пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин.
Таким образом, применение незарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин является нарушением требований Закона, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины и влечет применение к нарушителям ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ. Использование контрольно-кассовых машин должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными подпунктами "а" - "е" пункта 7 Положения. Вышеупомянутые требования являются обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению. Использование контрольно-кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины и, следовательно, их нарушение влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Основанием для применения статьи 14.5 КоАП РФ является также нарушение части четвертой пункта 7 Положения, так как контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия - изготовителя или одно из средств визуального контроля, не допускаются к применению.
На основании части первой пункта 7 Положения допускается применение только исправных контрольнокассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно-кассовой машины перечислены в пункте 8 Положения. Нарушение требований части первой пункта 7 Положения является основанием для применения административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения контрольнокассовой машины в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин и, следовательно, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями), организации (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Минфином России. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Сказанное выше подтверждается постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Статьей 2 Закона установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовые машины.
Статьей 6 Закона определены обязанности налоговых органов в части осуществления контроля за применением контрольно-кассовых машин.
Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями вышеупомянутых обязанностей, а также неповиновение ими законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных статьей 6 Закона, является основанием привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
На основании пункта 5 части 2 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ вправе составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются судами общей юрисдикции. В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (с изменениями и дополнениями) и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ.
На основании абзаца 5 статьи 6 Закона проверку правильности выдачи чеков осуществляют налоговые органы.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ вправе составлять органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (часть 1), должностные лица органов внутренних дел (пункт 1 части 2) и должностные лица федеральных органов налоговой полиции (пункт 6 части 2). На основании статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Таким образом, выявленные налоговыми органами правонарушения, предусмотренные статьей 14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в акте проверки, который затем должен быть направлен в орган, полномочный составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.
Государственный советник |
А.В.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Несоблюдения порядка применения ККМ, установленного данным положением является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено ст.14.5 КоАП РФ. К таким правонарушениям относятся следующие деяния:
применение незарегистрированных ККМ;
применение ККМ, на которых отсутствуют или повреждены пломбы и маркировка;
применение неисправных ККМ;
иные правонарушения.
Письмо МНС РФ от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ "Об отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля за исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
Текст письма опубликован в еженедельном приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 11 сентября 2002 г., N 33, в газете "Экономика и жизнь", сентябрь 2002 г., N 38, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 12 сентября 2002 г., N 17, в ежемесячном приложении к журналу "Бухгалтерский бюллетень" - "Экспресс анализ", 2002 г., N 9, в ежемесячном приложении к журналу "Бухгалтерский бюллетень" - "Экспресс анализ", 2002 г., N 10, в газете "Налоги", ноябрь 2002 г., N 41