Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткие итоги и основные направления совершенствования системы организации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы
Указ Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 "О свободе торговли" создал правовую основу для интенсивного развития потребительского рынка в условиях кардинальной перестройки экономики и либерализации цен. При этом возникла необходимость организации эффективной системы контроля на потребительском рынке города в новых условиях.
В административных округах города Москвы были созданы территориальные управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года не предусматривал возможности применения административных взысканий к юридическим лицам.
Соответственно размеры административных штрафов определялись исходя из того, что субъектами правонарушений являются физические лица (граждане).
Несмотря на внесенные изменения и дополнения, значительное число составов правонарушений, содержавшихся в КоАП РСФСР, не отвечало сложившейся социально-экономической ситуации.
В этих условиях был принят Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы", которым, с учетом пробелов федерального законодательства, были установлены составы административных правонарушений в сфере потребительского рынка, определены штрафные санкции и порядок их применения.
Законом г. Москвы от 16 июля 2003 г. N 51 Закон г. Москвы от 29 июня 1994 г. N 11-51 признан утратившим силу с момента вступления в силу вышеупомянутого Закона
Право проведения контрольных мероприятий и наложения административных взысканий (штрафов) было предоставлено префектурам административных округов, районным Управам, Департаменту потребительского рынка и услуг, ряду органов исполнительной власти города, ранее не имевших реальных рычагов экономического воздействия на правонарушителей.
Названные, а также некоторые другие меры, осуществляемые органами власти Москвы, позволили создать условия для защиты прав потребителей и пресечения недобросовестной конкуренции.
Также принимались меры по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок их деятельности. Постановлением Правительства Москвы от 19.07.94 N 611 "Об утверждении Правил работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г.Москвы" было введено обязательное требование фиксации проведенной проверки и ее результатов в контрольном журнале установленной формы.
Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" было введено требование об обязательном наличии у работников контролирующих органов направления на проведение проверки с указанием даты и цели ее проведения, должностей и фамилий проверяющих.
В соответствии с указанным Законом координация контроля в сфере потребительского рынка была возложена на отраслевой орган городской администрации, осуществляющий управление и регулирование в сфере торговой деятельности, которым является Департамент потребительского рынка и услуг.
Такая координация осуществлялась Департаментом посредством взаимодействия с контролирующими структурами, в том числе путем организации плановых комплексных проверок.
При проведении комплексных проверок особое внимание уделялось городским рынкам. Была согласована и принята к исполнению "Временная инструкция о порядке организации и проведения комплексных проверок рынков города Москвы".
Скоординированные действия различных контролирующих органов, осуществляющих проверки в соответствии с указанной инструкцией, позволили повысить эффективность контроля на рынках при одновременном сокращении общего количества проверок.
В целях создания условий для предоставления населению услуг торговли и питания, отвечающих современным требованиям и стимулирования развития конкурентного рынка, в г.Москве была введена система сертификации услуг торговли и общественного питания, которая позволила повысить качество предоставляемых услуг.
По инициативе Департамента с 1998 года в Москве и области была введена региональная система идентификации качества алкогольной продукции, позволившая сократить объемы некачественной и фальсифицированной продукции с 60% на момент введения системы до 7-9% в 2001 году.
При этом были отработаны вопросы взаимодействия с контролирующими органами, решены задачи технологического и материально-технического обеспечения системы и т.д.
В соответствии с изменениями Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" маркировка алкогольной продукции региональными идентификационными марками была отменена, что требует реформирования сложившейся системы.
В связи с этим, проблема контроля качества алкогольной продукции приобретает особую актуальность.
В целом, вопросы организации контроля в сфере потребительского рынка требуют дальнейшего совершенствования, в том числе, путем пересмотра структур и функций контролирующих органов.
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18.04.2002 отмечена необходимость устранения необоснованных административных барьеров, совершенствования работы управленческих органов, повышения доверия граждан к государству.
За последнее время был принят пакет федеральных законов, направленных на "дебюрократизацию" экономики, в том числе Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Вместе с тем, всеми контролирующими органами отмечается по-прежнему высокий процент выявляемых нарушений. Наиболее распространенными продолжают оставаться нарушения, связанные с качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), отсутствием полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах), изготовителях и продавцах, что представляет собой весьма негативную тенденцию.
Сложившаяся ситуация требует более четкой координации деятельности контролирующих органов разных уровней. Причем, их действия должны быть ограничены рамками установленных функций каждого контролирующего органа.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вступивший в силу с 1 июля 2002 года, определил основные составы правонарушений и меры юридической ответственности за их совершение, единый порядок назначения и исполнения административного наказания, иные вопросы производства по делам об административных правонарушениях применительно к современным реалиям.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо привести принятые ими акты об административных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.
С учетом изложенного необходимо привести законодательные акты города Москвы, в том числе Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы", в соответствие с федеральным законодательством, а также принять меры к совершенствованию системы организации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка города, исходя из приоритетов развития взаимоотношений бизнеса и власти в современных условиях, специфики организации городского управления и самоуправления в Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.