Информационное письмо ПФР от 1 августа 2002 г. N МЗ-02-26/6985
Пенсионный фонд Российской Федерации, направляя постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2002 N 521 "Об утверждении Правил финансирования в 2002 году расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам" (далее - Правила) для руководства в работе, разъясняет некоторые вопросы по его применению, устанавливает порядок осуществления адресной социальной помощи.
Федеральным законом от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" определено, что источником финансирования расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения (далее - учреждения) и оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам являются средства, полученные в результате мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам, а также суммы пеней и иных финансовых санкций.
В целях пополнения источника финансирования учреждений целесообразно в первую очередь привлекать организации-должники для осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе организации, находящиеся в процедуре реструктуризации задолженности в ПФР по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам.
В случае привлечения организаций-должников, погашению подлежит просроченная задолженность по страховым взносам по состоянию на 1 января 2001 г. за вычетом уплаченной суммы на момент заключения договора поставки с учреждением.
Помимо организаций, имеющих задолженность по страховым взносам перед ПФР, в этой работе могут принимать участие организации, имеющие задолженность по пеням.
При заключении договоров поставки, выполнения работ, оказания услуг используется форма договора, применявшаяся в 2001 году. Договоры поставки могут в отдельных случаях предусматривать расчеты по мере поставки партии товаров и выполнения отдельных этапов работ. В случае заключения договоров поставки при отсутствии у организации задолженности из договора следует исключить обязательства поставщика в части открытия специального счета и перечисления полученных по договору средств в счет погашения задолженности в ПФР. Соглашение о перечислении средств в счет погашения задолженности с ОПФР при этом не заключается.
Учитывая сжатые сроки освоения выделенных лимитов финансирования расходов на учреждения, для обеспечения начала работ из централизованного фонда ПФР территориальным органам ПФР направляются средства на первоначальное финансирование расходов в объеме 50% выделенного лимита.
Перечисление средств на первоначальное финансирование расходов производится Фондом после подписания Соглашения о сотрудничестве между ПФР и администрацией субъекта Российской Федерации.
Дальнейшее финансирование расходов осуществляется из средств от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов и сумм пеней и иных финансовых санкций, поступающих на централизованный счет ПФР, по мере освоения средств первоначального финансирования указанных расходов по решению Комиссии по вопросам финансирования расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам в соответствии с объемами, утвержденными постановлениями Правления ПФР.
В целях обеспечения начала работ региональные отделения ПФР в отдельных случаях вправе направлять средства учреждениям для авансирования строительных и ремонтных работ, осуществляемых организациями-должниками, не имеющими собственных оборотных средств, в объеме до 30 процентов. При этом в договоре на выполнение работ должно быть предусмотрено обязательство организации о целевом использовании авансовых средств.
Учитывая, что в 2002 году не предусматривается приостановление налоговыми органами бесспорного взыскания средств со счетов организаций-должников, открытие отдельных счетов для этих расчетов не требуется.
Вместе с тем организации вправе осуществлять расчеты с отдельных счетов, открытых ранее для расчетов по реализации Указов Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 115 и от 25.12.2000 N 2063.
Пенсионный фонд Российской Федерации обращает внимание, что в соответствии с Правилами средства на финансирование расходов учреждений направляются непосредственно учреждениям социального обслуживания населения в строгом соответствии с утвержденными дополнительными сметами расходов.
Финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам за счет средств ПФР (далее - адресная социальная помощь) согласно пунктам 10 и 11 Правил, осуществляется в объемах, утвержденных постановлениями Правления ПФР в соответствии с порядком, установленным настоящим письмом.
1. Адресная социальная помощь за счет средств ПФР оказывается нуждающимся пенсионерам и инвалидам единовременно в виде денежной выплаты один раз в текущем году, в соответствии со списками получателей адресной социальной помощи, представленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с участием ОПФР:
2.1. Определяет исполнительный орган и (или) образует специальную комиссию по контролю за целевым использованием средств ПФР.
2.2. Утверждает организационную схему финансирования расходов на оказание адресной социальной помощи за счет средств ПФР и контроля за их целевым использованием.
2.3. Устанавливает функции и ответственность муниципальных органов при реализации мероприятий по оказанию адресной социальной помощи за счет средств ПФР.
2.4. Определяет в соответствии с п. 11 Правил конкретные направления помощи:
- пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, землетрясение и др.);
- на приобретение средств индивидуальной реабилитации, в том числе протезирование;
- на первоочередные нужды (приобретение средств первой необходимости, проведение ремонта, погашение задолженности по коммунальным платежам, приобретение топлива и др.);
- на программы адресной лекарственной помощи;
- на газификацию домовладений одиноких, малоимущих пенсионеров.
2.5. Определяет получателей адресной социальной помощи и степень их нуждаемости, которая подтверждается актом обследования материально-имущественного положения пенсионера, составленного и утвержденного в установленном порядке.
2.6. Выносит решение об оказании адресной социальной помощи и передает в соответствии с п. 10 Правил списки получателей адресной социальной помощи, систематизированные по направлениям оказываемой помощи в ОПФР для осуществления денежных выплат (далее Списки) (Приложение 1).
К Спискам прилагаются заявления получателей адресной социальной помощи за счет средств ПФР (Приложение 2), акты обследования материально-имущественного положения пенсионера с указанием среднедушевого дохода на одного члена семьи, справка о наличии иждивенцев, копии справки учреждения МСЭ и др., и решение комиссии или назначенного исполнительного органа о назначенной сумме денежной выплаты каждому заявителю. Заявления получателей адресной социальной помощи регистрируются в специальном Журнале (Приложение 3).
3. Территориальные органы ПФР осуществляют финансирование адресной социальной помощи в виде денежной выплаты в соответствии с представленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Списками, при наличии представленных через Комиссию или назначенный исполнительный орган заявления об оказании адресной социальной помощи, акта обследования, а также документального подтверждения факта выполнения работ, оказания услуг, получения товаров в том числе, средств индивидуальной реабилитации на сумму назначенной денежной выплаты, а также контроль за целевым использованием указанных средств.
3.1. Выплата адресной социальной помощи производится, как правило, в сроки, установленные для выплаты пенсий и соответствующим способом ее доставки.
3.2. Решение по каждому конкретному пенсионеру оформляется соответствующим распоряжением ОПФР, которое вместе со всеми представленными документами направляется в управление ПФР по месту жительства (пребывания) пенсионера и приобщается к его пенсионному делу.
4. Адресная социальная помощь на программы адресной лекарственной помощи осуществляется в соответствии с Правилами, вышеустановленным ПФР порядком и в соответствии с постановлением Правления ПФР от 15.06.2001 N 100.
5. Адресная социальная помощь на газификацию домовладений одиноких малоимущих пенсионеров и инвалидов осуществляется в соответствии с Правилами, вышеустановленным ПФР порядком и примерной организационной схемой финансирования расходов на газификацию домовладений одиноких и малоимущих пенсионеров и инвалидов (Приложение 4), и соответствующим решением субъекта Российской Федерации (Приложение 5).
6. Адресная социальная помощь может также оказываться в соответствии с отдельными распоряжениями или постановлениями Правления ПФР и вышеуказанным порядком к праздничным датам или на проведение подписки на газету старшего поколения "Достоинство".
7. Территориальные органы ПФР ведут учет поступления и расходования средств ПФР, выделенных на оказание адресной социальной помощи, на консолидированном счете с признаком 1 в 16 разряде лицевого счета балансового счета 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" и ежеквартально представляют в ПФР отчет о расходовании средств ПФР на адресную социальную помощь в соответствии с пунктом 2.4 настоящего письма в составе Отчета об исполнении бюджета ОПФР. Кроме того, представляется оперативная информация о финансировании расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам (Приложения 6 и 7).
Средства, выделенные на финансирование расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи и не освоенные в полном объеме в текущем финансовом году, не могут быть использованы на другие цели и полежат возврату в ПФР по окончании финансового года.
Председатель Правления Пенсионного фонда |
М.Ю.Зурабов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо ПФР от 1 августа 2002 г. N МЗ-02-26/6985
Текст письма опубликован в "Вестнике Пенсионного фонда России", 2002 г., N 4