Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 31 мая 2002 г. N 52-Г02-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего |
- |
Кнышева В. П., |
судей |
- |
Горохова Б. А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2002 г. по кассационной жалобе Государственного Собрания Республики Алтай на решение Верховного Суда Республики Алтай от 29 марта 2002 г. дело по заявлению прокурора Республики Алтай о признании недействующими, не подлежащими применению в части ст.2, ст.ст.3 и 4, в части ст.ст.6 и 7 Закона Республики Алтай от 15.02.2001 г. N 20-49 "О муниципальных образованьях города, районов (аймаков) Республики Алтай и о полномочиях их органов на переходный период".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Государственного Собрания Республики Алтай, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
статьей 2 закона Республики Алтай от 15.02.2001 г. N 20-49 "О муниципальных образованьях города, районов (аймаков) Республики Алтай и о полномочиях их органов на переходный период" установлено, что муниципальными образованьями в Республике Алтай следует считать г. Горно-Алтайск и все районы Республики Алтай.
Прокурор Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании ст.2 в части отнесения районов Республики Алтай к муниципальным образованьям не соответствующей закону, указывая, что муниципальными образованьями являются сельские поселения, части поселений, села и поселки. По мнению прокурора, устанавливая в республиканском законе иной уровень местного самоуправления законодательный орган Республики Алтай не учел, что это невозможно без учета мнения населения.
Статья 4 оспариваемого закона устанавливает, что созданные в районах муниципальные образования (сельские поселения, сельсоветы), входят в муниципальное образование района (аймака). Данная норма, по мнению заявителя, противоречит федеральному законодательству, т.к. муниципальные образования разных уровней самостоятельны, их вхождение в иное муниципальное образование возможно с учетом мнения населения, законодателем в нарушение федерального закона изменены границы муниципальных образований.
Статью 3 закона Республики Алтай прокурор просит признать недействующей в связи с тем, что на представительные органы города и районов (городской, районные Советы депутатов), глав города и районов, избранных в 1999 г., осуществляющих свои полномочия в рамках закона Республики Алтай "Об органах государственной власти города, района в Республике Алтай" возлагается осуществление полномочий органов местного самоуправления, что противоречит федеральному законодательству.
Статьей 6 закона Республики Алтай предусмотрено, что до 1 января 2004 года в Республике Алтай устанавливается переходный период в целях приведения законодательства о местном самоуправлении в соответствие с федеральным законодательством и для обеспечения преемственности власти на уровне районов, сельских поселений и города.
Прокурор ссылается на то, что сроки приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным, установленные на уровне Российской Федерации, уже истекли, в связи с чем установление переходного периода до 1 января 2004 г. незаконно.
Ст.7 закона должна быть признана недействующей по мнению прокурора, в связи с тем, что городской и районные Советы депутатов не являлись муниципальными образованьями и не могут регистрировать и принимать уставы муниципальных образований.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 29 марта 2002 г. заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственного Собрания Республики Алтай поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии с п."н" ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст.13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд правильно указал на то, что ч.4 ст.1 закона Республики Алтай от 2 июня 1999 года "О местном самоуправлении в Республике Алтай" предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется населением в границах сельских поселений, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселений, а также на иных территориях и населенных пунктах.
В соответствии с п.п."б" и "в" п.1 ст.1 Закона Республики Алтай от 2 июня 1999 г. N 12-15 "Об административно-территориальном и муниципальном устройстве Республики Алтай" административно-территориальная единица - это территория в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая наименование, статус и соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Муниципальная единица - это территория, состоящая из одного или нескольких сельских поселений в пределах которой образуется муниципальное образование и осуществляется местное самоуправление.
Реестр муниципальных образований Республики Алтай утвержден Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай 3 сентября 1999 г. N 13-60. В него вошли 90 сельских поселений, г. Горно-Алтайск и 9 районов Республики Алтай.
Постановлением Государственного Собрания Республики Алтай 2.09.1999 г. были назначены и 19 декабря 1999 г. проведены выборы в представительные органы и глав местного самоуправления на уровне сел и поселков.
Статей 2 обжалуемого закона Республики Алтай "О муниципальных образованьях города, районов (аймаков) Республики Алтай и о полномочиях их органов на переходный период" установлено, что муниципальными образованьями в Республики Алтай следует считать Кош-Агачский, Майминский, Онгудайский Турачакский, Улаганский, Усть-Канский, Усть-Кокскинский, Чуйский, Чемальский, Шебалинский районы, т.е. все районы в пределах их административно-территориальных границ.
Суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым республиканским законом вводится новый уровень местного самоуправления на уровне района без учета мнения населения, в нарушение требований ч.2 ст.131 Конституции Российской Федерации и ч.2 ст.13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Принудительное создание на уровне района муниципальных образований без учета мнения населения и путем объединения существующих на уровне сельских поселений муниципальных образований в муниципальное образование района (аймака), как предусмотрено статьей 4 оспариваемого закона, находится в противоречии с федеральным законодательством, т.к. в соответствии с ч. 3 ст.12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы образования, объединения, упразднения муниципальных образований должны решаются с учетом мнения населения соответствующей территории и в соответствии с порядком, закрепленным в специальном региональном законе.
Статьей 3 оспариваемого закона городскому, районным Советам депутатов, главам города и районов, избранным в декабре 1999 года, предписывается продолжать осуществлять полномочия в рамках закона Республики Алтай "Об органах государственной власти города, района в Республике Алтай" в части, не противоречащей общим принципам организации публичной власти на местах и местного самоуправления в Республике Алтай.
Доводы представителей Законодательного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о том, что районные Советы города и районов, главы районов и города избирались в 1999 году в качестве органов управления муниципальными образованьями, а не как органы государственной власти и потому на них возможно возложение полномочий как органов государственной власти, так и местного самоуправления, правильно признаны судом несостоятельными.
В реестр муниципальных образований город Горно-Алтайск и районы Республики Алтай перед выборами в 1999 году не входили. Постановлениями Государственного Собрания - Эл Курултай N 13-18 выборы в представительные органы местного самоуправления Республики Алтай назначались отдельно от выборов глав города, районов Республики Алтай и депутатов городского, районных советов. Выборы назначались Постановлениями законодательного органа N 13-16. Избранные главы районов, депутаты городского и районных Советов в соответствии с главой ХII, ст.135-137 Конституции Республики Алтай входят в систему исполнительной власти Республики Алтай.
Довод кассационной жалобы о том, что избранные в 1999 году органы власти и управления являются органами местного самоуправления при таких условиях является необоснованным. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами в соответствии с п.4 ст.14 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не допускается.
Довод кассационной жалобы о том, что установленный статьей 6 закона переходный период направлен на формирование органов местного самоуправления на территории города, районов, сохранение управляемости территорий и продолжение реализации вопросов местного значения с целями приведения законодательства Республики Алтай о местном самоуправлении в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и для обеспечения населению права решения вопросов местного значения через представительные органы, судом первой инстанции был оценен в решении правильно.
Статьей 6 оспариваемого закона установлен переходный период до 1 января 2004 года. Данный срок установлен без учета положений ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" где органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено привести свои нормативные правовые акты о местном самоуправлении в соответствие с Федеральным законодательством в 3 месячный срок. Этот срок закончился задолго до принятия оспариваемого республиканского закона.
В связи с тем, что существующие городской, районные советы депутатов не являются органами муниципальных образований, входят в систему органов государственной власти в Республики Алтай, ст.7 оспариваемого прокурором закона Республики Алтай, в которой городской и районные Советы депутатов обязываются зарегистрировать уставы муниципальных образований в срок до 1 января 2002 года, правильно признана судом противоречащей ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Осуществление функций органов местного самоуправления органами государственной власти, разработка и регистрация уставов муниципальных образований является вмешательством органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления.
На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 29 марта 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Собрания Республики Алтай - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2002 г. N 0352-Г02-2
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника