Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 30 августа 2002 г. N 58-Г02-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего |
- |
Нечаева В.И., |
судей |
- |
Горохова Б. А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2002 г. по кассационным жалобам Законодательной Думы Хабаровского края и Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 24 июня 2002 г. дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании статьи 9 закона Хабаровского края от 27.11.01. N 349 "О Правительстве Хабаровского края" противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Правительства Хабаровского края Владимирова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательной Думой Хабаровского края 27 ноября 2001 был принят закон Хабаровского края N 349 "О Правительстве Хабаровского края", статьей 9 которого предусмотрено, что в случае временного отсутствия Губернатора края его обязанности исполняет назначаемое им должностное лицо из числа первых заместителей (заместителей) Председателя Правительства края.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании статьи 9 закона от 27.11.01. N 349 "О Правительстве Хабаровского края" противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению, ссылаясь на то, что оспариваемая статья противоречит положениям статей 18, 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Решением Хабаровского краевого суда от 24 июня 2002 г. заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии с п."н" ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть установлена конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Пунктом 34.1 статьи 34 Устава Хабаровского края установлено, что Губернатор края является высшим должностным лицом Хабаровского края, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края - Правительство края.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и п.34.2 статьи 34 Устава Хабаровского края Губернатор края избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Хабаровского края и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Частью 7 ст.18 названного Федерального закона определены полномочия, отнесенные к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, при этом в соответствии с п."е" данной нормы закона установлена возможность осуществления высшим должностным лицом иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 9 Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" предусматривает исполнение обязанностей Губернатора в случае его временного отсутствия другими лицами без каких-либо ограничений по сравнению с полномочиями всенародно избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Суд правильно указал в решении на то, что единственным основанием временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации согласно ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательным (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является досрочное прекращение его полномочий в случаях, определенных законом. К таким случаям временное отсутствие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не отнесено.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что статья 9 закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" противоречит ст.ст.18, 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и подлежит признанию недействующей со дня вступления решения в законную силу, является правильным.
Доводы кассационных жалоб Законодательной Думы Хабаровского края и Правительства Хабаровского края о соответствии оспариваемой статьи закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" частям 8 и 9 ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", были предметом судебного исследования и правильно признаны необоснованными.
Из смысла данных положений Федерального закона следует, что они находятся в прямой связи с ч.1 ст.19 Федерального закона, определяющей случаи временного исполнения полномочий, отнесенных к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.8 ст.19 Федерального закона во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет лицо, установленное уставом или законом субъекта Российской Федерации. Исходя из положений п.38.6 ст.38 Устава Хабаровского края, в случаях досрочного прекращения полномочий губернатора края его обязанности исполняет должностное лицо, назначаемое Законодательной Думой края из числа первых, заместителей Председателя Правительства края.
В связи с этим, судом дана верная правовая оценка ст. 9 Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края", и данная норма, предусматривающая исполнение обязанностей губернатора края в случае временного его отсутствия другими лицами, без ограничения осуществления полномочий, отнесенных к компетенции всенародного избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, обоснованно признана противоречащей ст.ст.18, 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", недействующей и не подлежащей применению.
Доводы Законодательной Думы и Правительства Хабаровского края о том, что временное отсутствие губернатора края может привести к остановке законодательной деятельности, не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
Обнародование законов субъектов Российской Федерации статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Передача полномочий по обнародованию законов другим лицам данным Федеральным законом не предусмотрена. По смыслу ст.7 Федерального закона, законы субъектов Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, которые в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Это означает, что отсутствие кворума, в том числе по причинам болезни, отпуска депутатов, не изменяет установленный Федеральным законом порядок принятия законов субъекта Российской Федерации. Соответственно, передача полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по обнародованию законов субъектов лицам, не избираемым населением края, нарушает установленный п.2 ст. 3 Конституции РФ и п.2 ст.1 Федерального закона принцип непосредственного участия народа в принятии законов субъекта Российской Федерации.
На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского краевого суда от 24 июня 2002 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Законодательной Думы Хабаровского края и Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2002 г. N 58-Г02-25
Текст определения официально опубликован не был