Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 4 апреля 2002 г. N 91-ГО2-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В.Манохиной,
судей Н.К.Толчеева,
В.Н.Пирожкова
рассмотрела в судебном заседании от 4 апреля 2002 года гражданское дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству части положений абзаца 4 статьи 16 Закона Псковской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пункта 8 Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Псковской области по кассационной жалобе администрации Псковской области на решение Псковского областного суда от 22 января 2002 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения заместителя главы администрации Псковской области Шахова Д.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Судебная коллегия установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Псковский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 4 статьи 16 Закона Псковской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 27 декабря 1996 г. в части слов "начальники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти" и пункта 8 Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Псковской области от 28 августа 2000 г. N 227 в части второго предложения со слов "Начальник Главного управления ГОЧС является по должности заместителем Главы администрации области ..." и далее по тексту до конца предложения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что руководители указанных органов назначаются из числа военнослужащих войск гражданской обороны, назначение их одновременно заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти приведет к незаконному совмещению двух различных по своему статусу должностей, к нарушению ограничений, установленных федеральным законодательством.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Псковской области, ссылаясь на ошибочность выводов суда, неправильное применение и толкование норм материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях создается и функционирует в составе или при органе исполнительной власти на основании Федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятых в их развитие соответствующих Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, названных в решении суда.
Согласно этим нормативным актам руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение названных задач, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и с полномочным представителем Президента Российской Федерации, денежное довольствие выплачивается за счет средств федерального бюджета, как военнослужащим.
Вследствие этого на них распространяются ограничения, установленные п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе запрет заниматься другой оплачиваемой работой, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
Федеральное законодательство наделяет правом военнослужащих работать в органе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации именно в должности руководителя ГОЧС, не предусматривая право состоять на других должностях государственной службы субъекта Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами Псковской области, отдельные положения которых оспорены прокурором, предусмотрено, что начальники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются также заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти. Начальник Главного управления ГОЧС назначается на должность и освобождается от должности заместителя главы администрации распоряжением главы администрации области по согласованию с министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с установленной оплатой за выполнение дополнительных обязанностей.
На основе правового анализа суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имеет место совмещение различных по своему статусу должностей: начальников управлений ГОЧС и заместителей органов исполнительной власти. Эти должности различаются между собой по порядку назначения на должность и освобождения от должности, источникам оплаты, а также по кругу должностных обязанностей.
Поэтому довод кассационной жалобы, сводящийся лишь к оценке правомерности наименования должности, несостоятелен, противоречит содержанию нормативных правовых актов, ряд положений которых судом обоснованно признан противоречащими федеральному законодательству, не допускающему подобного совмещения должностей.
Нормы материального права применены и истолкованы судом правильно, решение суда постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к его отмене в кассационном порядке не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что абзац 4 ст. 16 Закона области от 27 декабря 1996 г. признан недействующим со дня вступления решения в законную силу, то и основанный на этой норме пункт 8 Положения о Главном управлении ГОЧС также является недействующим с этого времени, а не со дня издания нормативного акта.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия определила:
решение Псковского областного суда от 22 января 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Псковской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. N 91-ГО2-4
Текст определения опубликован в газете "Псковская правда" от 12-13 июля 2002 г., N 129-130