Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94
"Услуги населению. Термины и определения"
(введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. N 164)
Service for people. Terms and definitions
Дата введения 1 июля 1994 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1612-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2014 г. Введен в действие ГОСТ Р 50646-2012 "Услуги населению. Термины и определения"
См. также Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества", утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 28 июля 2003 г. N 253-ст
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Общие понятия
1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Примечание - По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные
2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
Примечание - Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.
3 социально-культурная услуга: Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя.
Примечание - Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуга, услуги культуры, туризма, образования и т.д.
4 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.
5 обслуживание: Деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.
6 исполнитель: Предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
7 потребитель: Гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.
8 предоставление услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
Примечание - Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечения необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания).
9 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.
10 заказ на услугу: Договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон.
11 время обслуживания: Период времени, в течение которого потребитель взаимодействует с исполнителем услуги.
12 время исполнения услуги: Установленный норматив времени на исполнение услуги.
13 правила обслуживания: Документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания.
14 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.
3 Понятия в области стандартизации услуг
15 объект стандартизации: Услуга, производственный процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.
16 группа однородных услуг: Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.
17 стандарт на услугу: стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие ее назначению.
Примечание - Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса и др.
18 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.
К техническим документам относят технические условия, технологические регламенты (карты), технические описания, инструкции, альбомы направляющей коллекции мод, чертежи, эскизы.
19 технологический регламент на услугу: Документ, содержащий требования к технологическому процессу исполнения услуги.
20 техническое описание на услугу: Документ, разрабатываемый на услугу по изготовлению изделия по индивидуальным заказам в соответствии с утвержденным образцом-моделью.
4 Понятия в области сертификации услуг
21 система сертификации услуг: Система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия услуг.
22 система сертификации группы однородных услуг: Система сертификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.
23 орган по сертификации услуг: Орган, проводящий сертификацию услуг.
24 аккредитация органа по сертификации услуг: Процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы.
25 сертификация услуг: Деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям.
26 объект сертификации в сфере услуг: Услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации.
27 сертифицируемая услуга: Услуга, предусмотренная к сертификации.
28 сертифицированная услуга: Услуга, прошедшая сертификацию.
29 знак соответствия: Зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным в стандартах требованиям.
5 Понятия в области управления качеством услуг
30 качество услуги: Совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.
31 качество обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
32 свойство услуги (обслуживания): Объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении).
33 показатель качества услуги (обслуживания): Количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.
34 уровень качества услуги (обслуживания): Относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей.
35 контроль качества услуги (обслуживания): Совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.
36 система качества услуг: Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.
Алфавитный указатель терминов
Аккредитация органа по сертификации услуг |
|
Время исполнения услуги |
|
Время обслуживания |
|
Группа однородных услуг |
|
Документ на услугу технический |
|
Заказ на услугу |
|
Знак соответствия |
|
Исполнитель |
|
Качество обслуживания |
|
Качество услуги |
|
Контроль качества услуги (обслуживания) |
|
Обслуживание |
|
Объект сертификации в сфере услуг |
|
Объект стандартизации |
|
Описание на услугу техническое |
|
Орган по сертификации услуг |
|
Показатель качества услуги (обслуживания) |
|
Потребитель |
|
Правила обслуживания |
|
Предоставление услуги |
|
Процесс исполнения услуги технологический |
|
Регламент на услугу технологический |
|
Свойство услуги (обслуживания) |
|
Сертификация услуг |
|
Система качества услуг |
|
Система сертификации услуг |
|
Система сертификации группы однородных услуг |
|
Стандарт на услугу |
|
Сфера обслуживания населения |
|
Уровень качества услуги (обслуживания) |
|
Условия обслуживания |
|
Услуга |
|
Услуга материальная |
|
Услуга нематериальная |
|
Услуга сертифицированная |
|
Услуга сертифицируемая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. N 164)
Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 "Услуги населению", Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России
Дата введения 1 июля 1994 г.
Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1612-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2014 г. Введен в действие ГОСТ Р 50646-2012 "Услуги населению. Термины и определения"
Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 7 от 26 апреля 1995 г.)
За принятие проголосовали:
/-----------------------------------------------------------------------\
| Наименование государства | Наименование национального органа по |
| | стандартизации |
|-------------------------------+---------------------------------------|
|Азербайджанская Республика |Азгосстандарт |
| | |
|Республика Армения |Армгосстандарт |
| | |
|Республика Беларусь |Госстандарт Республики Беларусь |
| | |
|Республика Казахстан |Госстандарт Республики Казахстан |
| | |
|Кыргызская Республика |Кыргызстандарт |
| | |
|Республика Молдова |Молдовастандарт |
| | |
|Российская Федерация |Госстандарт России |
| | |
|Республика Таджикистан |Таджикстандарт |
| | |
|Туркменистан |Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
| | |
|Республика Узбекистан |Узгосстандарт |
| | |
|Украина |Госстандарт Украины |
\-----------------------------------------------------------------------/
Постановлением Госстандарта России от 12 марта 1996 г. N 164 ГОСТ 30335-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50546-94 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания
Введен впервые