Согласно пункту 1 статьи 35 и пункту 2 статьи 38 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) проверку сводных финансовых отчетов политических партий и финансовых (бухгалтерских) отчетов их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений и контроль за источниками доходов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 2 "Порядок заполнения сводного финансового отчета политической партии", утвержденного приказом МНС России от 13.03.2002 N БГ-3-06/130 "Об утверждении формы сводного финансового отчета политической партии и порядка заполнения сводного финансового отчета политической партии" (зарегистрирован Минюстом России 19.03.2002 N 3304) сводный финансовый отчет политической партии о поступлении и расходовании средств (далее - Сводный финансовый отчет) за отчетный год представляется в Управление МНС России по г. Москве ежегодно, не позднее 20 марта года, следующего за отчетным.
См. Сводный финансовый отчет политической партии, утвержденный приказом МНС РФ от 31 января 2003 г. N БГ-3-06/41
В связи с этим Министерство Российской Федерации по налогам и сборам устанавливает следующий порядок организации контрольной работы по принятию и проверке Сводных финансовых отчетов.
1. Принятие Сводных финансовых отчетов и их проверка производится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями на основании решения руководителя Управления МНС России по г. Москве.
Проверка производится в течение шести месяцев со дня представления политической партией Сводного финансового отчета и финансовых (бухгалтерских) отчетов их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
1.1. Порядок принятия Сводных финансовых отчетов.
На титульном листе принятого Сводного финансового отчета проставляются сведения о его представлении. По просьбе уполномоченного лица, назначаемого в соответствии с уставом политической партии (уполномоченного представителя), на остающейся у него копии Сводного финансового отчета проставляются сведения о его представлении.
Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия Сводный финансовый отчет подлежит регистрации в электронном виде, предусмотренном используемым программных продуктом; в случае отсутствия технических возможностей для автоматизации процесса регистрации принятой отчетности - регистрации в специальном журнале регистрации, который должен быть сброшюрован, пронумерован и скреплен печатью. Каждому поступившему Сводному финансовому отчету присваивается регистрационный номер.
На стадии принятия Сводного финансового отчета все представленные в его составе документы подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:
полнота представления отчетности. На данном этапе необходимо установить фактическое наличие всех финансовых отчетов региональных отделений и иных зарегистрирвоанных структурных подразделений, которые представляются политической партией одновременно со Сводным финансовым отчетом;
наличие и полнота заполнения в представленных документах обязательных реквизитов, предусмотренных Порядком заполнения сводного финансового отчета политической партии (приложение N 2), утвержденным приказом МНС России от 13.03.2002 N БГ-3-06/130 "Об утверждении формы сводного финансового отчета политической партии и порядка заполнения сводного финансового отчета политической партии", (далее - Порядок);
четкое заполнение реквизитов отчетности: отсутствие символов, не поддающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т.п.
При выявлении нарушений налоговый орган в трехдневный срок должен письменно уведомить уполномоченное лицо, назначаемое в соответствии с уставом политической партии, ответственное за осуществление финансовой деятельности политической партии (уполномоченного представителя), о необходимости представления Сводного финансового отчета в соответствии с требованиями вышеуказанного Порядка.
1.2. Проверка Сводных финансовых отчетов производится в следующем порядке.
1) Арифметическая проверка. В результате проверки контролируется правильность подсчетов суммовых показателей в соответствующих разделах Сводного финансового отчета и соответствие отдельных показателей разделов данным приложений к этим разделам, а также данным других разделов Сводного финансового отчета. Кроме того, проверяется соответствие итоговых показателей Сводного финансового отчета политической партии итоговым данным финансовых отчетов их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
Особое внимание должно быть уделено проверке объемов средств, возвращенных жертвователям и переданных в доход Российской Федерации ("справочно" к Разделу III Сводного финансового отчета) за период после отчетного года (с 1 января текущего года по день сдачи отчета) из сумм превышения полученных пожертвований над установленным на год их предельным уровнем, отраженных по политической партии по строке 110, по региональному отделению - по строке 120.
При наличии расхождений выясняются их причины (на основании письменного уведомления может быть вызвано уполномоченное лицо, назначаемое в соответствии с уставом политической партии, ответственное за осуществление финансовой деятельности политической партии, или главный бухгалтер (бухгалтер) для дачи пояснений по вышеуказанным обстоятельствам; направляются запросы налоговым органам по месту нахождения региональных отделений об осуществлении у них встречных проверок на основании первичных документов, а также проводятся встречные проверки у жертвователей).
2) Проверка соблюдения срока возврата жертвователям сумм пожертвований, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона N 95-ФЗ, а также сумм пожертвований, перечисление которых влечет за собой превышение суммы, указанной в пункте 9 статьи 30 Федерального закона N 95-ФЗ.
В рамках проверки Сводного финансового отчета при необходимости направляются запросы жертвователям о подтверждении сумм перечисленных ими пожертвований и полученных возвратов, а также дат фактического получения этих средств.
При проверке приложения N 1 к разделу III Сводного финансового отчета необходимо проанализировать сведения по юридическим лицам, перечислившим пожертвования как без нарушения (раздел А), так и с нарушением (раздел Б) пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 95-ФЗ.
При необходимости направляются запросы в налоговые органы по месту постановки на учет этих лиц для проведения встречной проверки на предмет достоверности сведений, указанных политической партией и ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в Сводном финансовом отчете в отношении следующих категорий жертвователей:
- российских юридический лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
- юридических лиц, имеющих в своем уставном (складочном) капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
- правоохранительных органов, воинских частей, военных организаций;
- благотворительных организаций и религиозных объединений а также учрежденных ими организаций;
- юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.
3) При проведении проверки Раздела III Сводного финансового отчета при необходимости запрашиваются аналитические регистры налогового учета (регистры учета поступлений целевых средств и регистры учета использования целевых средств) в целях установления достоверности сведений о поступлении средств на осуществление уставной деятельности.
Денежные средства политической партии в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 95-ФЗ формируются за счет:
- вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;
- средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ;
- пожертвований;
- поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;
- поступлений от гражданско-правовых сделок;
- других не запрещенных законом поступлений.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона N 95-ФЗ в целях создания финансовых и материальных услови для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:
- информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
- изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
- продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона N 95-ФЗ, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
2. Налоговый орган, получивший запрос из Управления МНС России по г. Москве о проведении встречных проверок по вопросам, указанным в подпункте 1.2. настоящего письма, обязан в десятидневный срок с момента получения запроса организовать проведение соответствующих действий по осуществлению контроля.
При этом, указанные действия не производятся в случаях:
отсутствия на контролируемой налоговым органом территории лица, в отношении которого получен запрос;
отрсутствия у лица необходимых документов по причине изъятия их правоохранительными или иными контролирующими органами;
по другим аналогичным причинам.
При отказе налогового органа, получившего запрос, от действий по осуществлению контроля по указанным выше основаниям, об этом незамедлительно информируется Управление МНС России по г. Москве с обоснованием принятого решения об отказе от выполнения данного запроса.
3. При выявлении в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок политических партий, региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений нарушений норм Федерального закона N 95-ФЗ налоговыми органами соответствующая информация направляется в УМНС по г. Москве, а также Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам в соответствии с Соглашением о координации работы Минюста России и МНС России по реализации контрольных функций, утвержденным Министром юстиции Российской Федерации и Министром Российской Федерации по налогам и сборам соответственно 16.12.1999 и 09.12.1999 (письмо МНС России от 22.12.1999 N АС-6-16/1034).
Государственный советник |
А.В.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устанавливается порядок организации контрольной работы по принятию и проверке сводных финансовых отчетов политических партий. Проверка производится в течение шести месяцев со дня представления политической партией сводного финансового отчета и финансовых (бухгалтерских) отчетов их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
Письмо МНС РФ от 12 сентября 2002 г. N АС-6-06/1403 "Об организации контрольной работы по проверке сводных финансовых отчетов политических партий"
Текст письма официально опубликован не был