генерал-майор таможенной службы |
А.В.Константинов |
Приложение
к письму ГТК РФ
от 16 сентября 2002 г. N 17-12/37135
Административным правонарушением (проступком) признается посягающий на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Глава 14А "Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
ст.193.1 "Перемещение вещей через таможенную границу Белоруссии помимо таможенного оформления" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 10 МРОТ с конфискацией вещей, являющихся непосредственными объектами правонарушения, а на должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ с конфискацией вещей, являющихся непосредственными объектами правонарушения |
ст.193.2 "Сокрытие вещей от таможенного оформления" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 10 МРОТ с конфискацией вещей, являющихся непосредственными объектами правонарушения, а на должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ с конфискацией вещей, являющихся непосредственными объектами правонарушения |
ст.193.3 "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 5 МРОТ, а на должностных лиц - от 2 до 10 МРОТ |
ст.193.4 "Приобретение, хранение, переработка и сбыт вещей, ввезенных на таможенную территорию Белоруссии помимо либо с сокрытием от таможенного оформления" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 5 МРОТ, а на должностных лиц - от 2 до 10 МРОТ |
ст.193.5 "Неостановка транспортного средства, находящегося под таможенным надзором, в пункте таможенного оформления" |
Наложение штрафа на граждан в размере половины МРОТ, а на должностных лиц - от 1 до 3 МРОТ |
ст.193.6 "Отправление транспортного средства, находящегося под таможенным надзором, из пункта таможенного оформления без разрешения таможенного органа" |
Наложение штрафа на граждан в размере половины МРОТ, а на должностных лиц - от 1 до 3 МРОТ |
ст.193.7 "Грузовые и иные операции, проводимые без разрешения таможенного органа" |
Наложение штрафа на граждан в размере половины МРОТ, а на должностных лиц - от 1 до 3 МРОТ |
ст.193.8 "Повреждение либо утрата таможенных обеспечений" |
Повреждение - наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 5 МРОТ, а на должностных лиц - от 2 до 10 МРОТ Утрата - наложение штрафа на граждан в размере половины МРОТ, а на должностных лиц - от 1 до 3 МРОТ |
ст.193.9 "Совершение действий с вещами, находящимися под таможенным надзором, в нарушение требований таможенного режима" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 10 МРОТ, а на должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ |
ст.193.10 "Непредставление таможенному органу документов, необходимых для осуществления таможенного оформления вещей и проверки заявленных о них сведений" |
Наложение штрафа на граждан в размере половины МРОТ, а на должностных лиц - от 1 до 3 МРОТ |
ст.193.11 "Нарушение обязанности обратного вывоза или обратного ввоза вещей, находящихся под таможенным надзором" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц - от 10 до 50 МРОТ |
ст.193.12 "Действия, повлекшие недоборы таможенных платежей" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 10 МРОТ, а на должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ |
ст.193.13 "Использование вещей, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части обложения таможенной пошлиной, в иных целях без разрешения таможенных органов" |
Наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 5 МРОТ, а на должностных лиц - от 2 до 10 МРОТ |
ст.193.14 "Перемещение через таможенную границу Белоруссии вещей, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях" |
Влечет конфискацию вещей, являющихся непосредственными объектами правонарушения |
Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.193.5 - 193.14 КоАП Республики Беларусь.
Районные (городские) народные суды (судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.193.1 - 193.4 КоАП Республики Беларусь.
В соответствии со ст.213 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскание от имени таможенных органов вправе:
за административные правонарушения, предусмотренные статьями 193.5 - 193.14 |
Начальники таможенных органов и их заместители |
за административные правонарушения, предусмотренные статьями 193.5 - 193.7, ч.2 статьи 193.8, статьей 193.10 |
Должностные лица таможенных органов, имеющих право на производство операций таможенного контроля в соответствии с их должностными обязанностями (штраф в размере половины МРОТ) Должностные лица таможенных органов, указанные в настоящей статье, могут налагать и взимать штраф на месте совершения правонарушения, если размер штрафа не превышает половины МРОТ |
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ст.256 КоАП Республики Беларусь), согласно части пятой указанной статьи дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого составлен протокол об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Статья 236 "Ответственность лиц, совершивших административное правонарушение" Таможенного кодекса Республики Беларусь
В указанной статье под лицами, совершившими административное таможенное правонарушение, понимаются лица, определенные в ст.18 ТК Республики Беларусь, а также должностные лица, если из положений настоящей статьи не вытекает иное.
Должностные лица несут ответственность за совершение административного таможенного правонарушения, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных ТК Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международными договорами, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь.
Физические лица и должностные лица несут ответственность за совершение административного таможенного правонарушения, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности.
Предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за совершение административного таможенного правонарушения, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы.
Привлечение к ответственности лиц, указанной в части 4 ст.236 ТК Республики Беларусь, не освобождает от ответственности их должностных лиц и иных работников за совершение административного таможенного правонарушения.
Привлечение к уголовной ответственности за контрабанду и за совершение иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Республики Беларусь, должностных лиц и иных работников не освобождает предприятие, учреждение и организацию, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, от ответственности за совершение административного таможенного правонарушения.
Применение мер воздействия за совершение административного таможенного правонарушения не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК Республики Беларусь.
Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение (ст.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Виды административных взысканий (в соответствии со ст.ст.25-31 КоАП Республики Беларусь)
/-----------------------------------------------------------------------\
| | | | |
| /----------------------------------------------------------------\ |
| |Предупреждение |Штраф |Возмездное изъятие|Конфискация | |
| |(ст.25) |(ст.26) |предмета, явившегося|предмета, | |
| | | |орудием свершения|явившегося орудием| |
| | | |или непосредственным|совершения или| |
| | | |объектом |непосредственным | |
| | | |административного |объектом | |
| | | |правонарушения |административного | |
| | | |(ст.27) |правонарушения | |
| | | | |(ст.28) | |
| \-------------------------------------------------------------------/ |
| Выносится в Налагаемый состоит в его состоит в |
| письменной на граждан принудительном принудительном |
| форме. - не может изъятии и безвозмездном |
| Применяется в превышать последующей обращении этого |
| качестве десятикра- реализации с предмета в |
| основного. тного передачей вырученной собственность |
| МРОТ, а на суммы бывшему государства. |
| должност- собственнику за Конфискация вещей, |
| ных лиц - вычетом расходов по являющихся |
| пятидеся- реализации изъятого непосредственными |
| тикратного товара. объектами |
| размера Применяется в административных |
| МРОТ. качестве как таможенных |
| Применяет- основного, так и правонарушений, |
| ся в дополнительного. производится |
| качестве независимо от того, |
| основного. находятся ли они в |
| личной |
| собственности лица, |
| совершившего |
| административное |
| таможенное |
| правонарушение, не |
| установлено, вещи, |
| являющиеся |
| непосредственными |
| объектами такого |
| правонарушения, |
| подлежат обращению |
| в собственность |
| государства по |
| решению суда. |
| Применяется в |
| качестве как |
| основного, так и |
| дополнительного. |
| /-------------------------------------------------------------------\ |
| |Лишение специального права,|Исправительные работы (ст.30) | |
|-предоставленного данному лицу | -|
| |(ст.29) | | |
| \-------------------------------+-----------------------------------| |
| применяется на срок до пяти лет|применяются на срок до двух месяцев| |
| за грубое или систематическое|с отбыванием их по месту постоянной| |
| нарушение порядка пользования|работы лица, совершившего| |
| этим правом. Срок лишения|административное правонарушение, и| |
| такого права не может быть|с удержанием до 20% его заработка| |
| менее пятнадцати дней. |в доход государства. Срок права| |
| Применяется в качестве|не может быть менее пятнадцати| |
| основного |дней, если иное не установлено| |
| |законом. | |
| |Применяется в качестве основного. | |
| |
| /-------------------------------------------------------------------\ |
\-Административный арест (ст.31) -/
\-------------------------------------------------------------------/
устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за
отдельные виды административных правонарушений на срок до
пятнадцати суток.
Применяется в качестве основного
Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (в соответствии со ст.194 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях):
1) административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов народных депутатов
2) исполнительные комитеты поселковых, сельских советов народных депутатов
3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних
4) районные (городские) народные суды (народные судьи)
5) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами Республики Беларусь
Глава 4 "Наложение административного взыскания" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
ст.33 "Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение": |
а) чистосердечное раскаяние виновного б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств г) совершение правонарушения несовершеннолетним д) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельств, не указанные в законодательстве |
ст.34 "Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение" |
а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его б) повторное в течение года совершенное однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление в) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение г) совершение правонарушения группой лиц д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах е) совершение правонарушения в состоянии опьянения Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим |
ст.35 "Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений" |
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение; в этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. |
ст.37 "Сроки наложения административного взыскания" |
административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Указанные в данной статье сроки не распространяются на случаи конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей предметов производится независимо от времени совершения или наружения административного правонарушения. |
ст.38 "Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию |
если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 16 сентября 2002 г. N 17-12/37135 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был