Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2002 г. N 56-Г02-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 сентября 2002 г. по кассационной жалобе Приморской краевой организации Союз "Чернобыль-Рь" на решение Приморского краевого суда от 10 июня 2002 г. дело по заявлению Приморской краевой организации Союз "Чернобыль-Рь" общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России о признании противоречащими федеральному законодательству п.п. 2, 3 постановления губернатора Приморского края от 2 августа 2001 года N 564 "О стандарте социальной нормы общей жилой площади".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя администрации Приморского края Мещаниновой Н.В. (доверенность от 27.07.2002 г. N 11-25/2013), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приморская краевая общественная организация Союз "Чернобыль-Рь" обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п.п. 2 и 3 постановления губернатора Приморского края N 564 "О стандарте социальной нормы общей площади жилья" (в ред. постановления N 907 от 13 декабря 2001 года), ссылаясь на то, что этим постановлением, губернатор установил в крае с 1 августа 2001 года стандарт социальной нормы общей площади жилья для предоставления субсидий из федерального и краевого бюджетов гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилья в домах, соответствующих по своим потребительским качествам жилью в крае. При этом пунктом 2 установлено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма в домах государственного и муниципального жилого фонда производится в размере не ниже 9 кв.метра и не выше 12 кв.метра жилой площади на одного человека в пределах стандарта социальной нормы общей жилой площади. Пунктом 3 установлена учетная норма для постановки на очередь на улучшение жилищных условий в размере 7,5 кв.метра жилой площади на одного человека. Полагая, что указанные нормы не содержат сведений о дополнительных гарантиях льготной категории граждан, ограничивает их права, в том числе права инвалидов-чернобыльцев на одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, заявитель считает оспариваемые правовые нормы незаконными.
Решением Приморского краевого суда от 10 июня 2002 г. заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Приморской краевой организации Союз "Чернобыль-Рь" поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
Основные принципы реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на жилище и правовое регулирование жилищных правоотношений регулируются Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" и Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Право граждан на получение жилого помещения закреплено в ст. 28 Жилищного кодекса РФ. При этом указано, что граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Жилищным кодексом.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий является общей предпосылкой осуществления права граждан на получение жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда.
Одним из показателей нуждаемости в улучшении жилищных условий является обеспеченность граждан жилой площадью менее определенного размера.
Жилищным кодексом РФ (ст. 38) установлена норма жилой площади в размере 12 кв.метра на одного человека. При этом в ст. 40 ЖК РФ установлено, что жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст. 38 ЖК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 335 от 31.07.1984 г. (в редакции постановления правительства РФ N 199 от 28.02.1996 г.) утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Советов народных депутатов. Согласно ст. 42 Примерных правил, жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном исполнительным комитетом краевого, областного Совета народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти края в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РФ государственные органы исполнительной власти субъекта федерации наделены полномочиями устанавливать минимальный уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи, который необходим для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В части второй этой статьи предусмотрено, что граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством СССР и РСФСР.
При таких условиях вывод суда о том, что органы государственной власти Приморского края в пределах своих полномочий разрешили вопрос об установлении размера социальной нормы жилья и учетной нормы жилой площади на территории Приморского края, является правильным.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что в указанном постановлении отсутствует указание о гарантиях льготных категорий граждан, не могут являться основанием для признания постановления недействительным, поскольку силу ст. 2 Закона РФ "О Социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются указанным законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними, т.е. является законом прямого действия.
Ссылка заявителя на то, что губернатор не может устанавливать единые социальные нормы жилья для всех категорий граждан, что в постановлении должно быть указание о том, что обеспечение жильем льготных категорий граждан производится с учетом иных, установленных федеральными законами случаями, правильно признаны судом необоснованными.
Государство гарантирует предоставление жилья гражданам, не обеспеченным определенным минимумом жилья. Этот минимум для разных категорий граждан различен, что и нашло свое закрепление в нормах Жилищного кодекса, устанавливающих общие основания нуждаемости в улучшении жилищных условий и льготные для отдельных категорий граждан, и в иных нормативных актах.
Помимо указанных выше общих оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий действующее законодательство устанавливает в ряде случаев льготные основания признания нуждающимися в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, круг которых определен в ч. 2 ст. 29 ЖК РФ и Федеральными законами.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в качестве льготы указанным лицам гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площади в течении 3-х месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальной квартире, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. В силу ст. 2 указанного Закона предоставление льгот регулируется и гарантируется этим Законом и не нуждается в каком-либо местном регулировании.
Доводы заявителя о том, что отсутствие указания о гарантиях льготной категории граждан препятствует обеспечению права "чернобыльцев" на одноразовое обеспечение отдельной комнатой, обоснованно не приняты судом в качестве основания для признания законного постановления недействительным. Обязанность устанавливать льготные основания нуждающихся в улучшении жилья на уровне субъекта федерации законодательством не предусмотрено.
На основании п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 10 июня 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Приморской краевой организации Союз "Чернобыль-Рь" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2002 г. N 56-Г02-25
Текст определения официально опубликован не был