Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. N КАС 02-381 в настоящее определение внесены изменения
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N КАС 02-381
10 сентября 2002 г.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего - А.И.Федина
Членов коллегии - Н.К.Толчеева,
Г.В.Манохиной
рассмотрела в судебном заседании от 30 июля 2002 года гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый дом "Уралсевергаз" о признании частично недействительным (незаконным) абзаца 1 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 августа 2001 г. N 593), по кассационной жалобе ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2002 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей заявителя Щербакова С.В. и Василенко А.В., поддержавших доводы жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Шохиной О.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным (незаконным) абзаца 1 вышеназванного Перечня, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации на природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть - Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).
По мнению заявителя, обжалуемая норма в части распространения государственного регулирования цен на любую последующую продажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями - независимыми производителями, не являющимися аффилированными лицами названных акционерных обществ, и реализуемого ими по свободным (рыночным) ценам, не соответствует ст. 424 ГК РФ, ст.ст. 8, 20, 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2002 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Отвергая довод ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" об отсутствии у Правительства Российской Федерации полномочий по государственному регулированию цен на газ, добываемый организациями - независимыми производителями газа, суд первой инстанции указал на то, что такие полномочия предоставлены Правительству Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а именно, его статьями 8 и 21.
С таким выводом согласиться нельзя.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Таким образом, названная норма относит к компетенции Правительства Российской Федерации лишь установление принципов формирования цен на газ и тарифов по его транспортировке, но не предусматривает государственное регулирование этих цен и тарифов.
Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке и полномочия Правительства Российской Федерации в этой области предусмотрены ст. 21 того же Федерального закона.
Согласно части 1 ст. 21 государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
В силу части 2 этой статьи по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из анализа приведенной статьи следует, что часть первая предусматривает государственное регулирование тарифов только на те услуги по транспортировке газа, которые отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Эта норма основана на ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с последующими изменениями и дополнениями), которыми предусмотрено регулирование деятельности естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, в том числе методом ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Часть вторая ст. 21 не распространяет государственное регулирование цен (тарифов) на других хозяйствующих субъектов, а наделяет Правительство Российской Федерации правом, как следует из содержания этой нормы, заменить предусмотренный частью первой порядок ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Данный вывод подтверждается и вторым предложением части второй ст. 21, согласно которому при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Независимые организации не являются собственниками систем газоснабжения (ст. 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации"), в связи с чем установленный законом критерий определения цен (тарифов) не может быть применен. Это возможно лишь при ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, что и предусматривает часть вторая ст. 21 Федерального закона.
Нельзя толковать норму, изложенную в части второй ст. 21 Федерального закона, как наделяющую Правительство Российской Федерации правом устанавливать не предусмотренные частью первой этой статьи случаи применения государственного регулирования цен (тарифов), также потому, что это противоречило бы п. 1 ст. 424 ГК РФ, в силу которого случаи государственного регулирования цен (тарифов) должны быть предусмотрены законом. Возможность установления таких случаев решением исполнительного органа государственной власти законом не предусмотрена.
Из изложенного следует вывод о том, что Правительство Российской Федерации, распространив обжалуемой нормой государственное регулирование цен на газ, добываемый организациями - независимыми производителями и реализуемый (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом, вышло за пределы своих полномочий.
Учитывая, что судом допущена ошибка в толковании норм материального права, установления обстоятельств дела не требуется, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с разъяснения, данными в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан в редакции постановления Пленума от 24 апреля 2002 г. N 8, абзац 1 вышеуказанного Перечня в обжалованной части подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь п. 4 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2002 года отменить, вынести новое решение, которым заявление ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения настоящего решения абзац 1 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 августа 2001 г. N 593) в части распространения государственного регулирования цен на любую последующую продажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями - независимыми производителями, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть - Сахалинморнефтегаз", и реализуемого ими по свободным (рыночным) ценам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационная коллегия Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N КАС 02-381
Текст определения опубликован в "Финансово-экономическом вестнике нефтяной и газовой промышленности", 2002 г., N 12, в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2003 г., N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. N КАС 02-381