В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 апреля 1998 г. N 34 "Об организации работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170 "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации":
Утвердить прилагаемые:
Порядок организации работы Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов в целях включения их в Свод законов Российской Федерации;
План-график исполнения Минюстом России Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170 "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации"*.
------------------------------
* План-график не приводится.
Порядок
организации работы Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов в целях включения их в Свод законов Российской Федерации
(утв. распоряжением Минюста РФ от 15 июня 1998 г. N 89)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 2 апреля 1998 г. N 34 "Об организации работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170 "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации".
1.2. Работа Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов для включения их в Свод законов Российской Федерации (далее - Свод законов) осуществляется в целях реализации положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170 "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации", упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.
1.3. В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации систематизации подлежат федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающие действовать на территории Российской Федерации.
На основании постановления Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.
1.4. Под систематизацией нормативных правовых актов в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170 понимается упорядочение законодательства для формирования нормативного корпуса Свода законов:
подготовка предложений в соответствии с п. 3 названного Указа Президента Российской Федерации;
анализ и обобщение предложений федеральных органов исполнительной власти;
подготовка проектов соответствующих нормативных правовых актов и перечня законопроектов.
1.5. Не подлежат систематизации следующие правовые акты:
международные договоры Российской Федерации;
временного характера, за исключением содержащихся в них нормативных положений;
оперативно-распорядительного характера;
касающиеся отдельных организаций, а равно другие акты, не имеющие общего значения;
о созыве совещаний, съездов, конференций;
относящиеся к уровню оптовых и розничных цен и тарифов на услуги, а также к размерам закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, размерам оплаты труда работников (кроме актов, устанавливающих гарантированный минимальный размер оплаты труда);
об отмене или признании утратившими силу ранее изданных правовых актов;
иные акты ненормативного характера.
1.6. Работа по систематизации действующих нормативных правовых актов проводится в структурных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации, деятельность которых связана с законопроектной работой (далее - департаменты и отделы Министерства).
2. Организация работы по систематизации нормативных правовых актов
2.1. Отдел Свода законов и систематизации федерального законодательства Департамента правовой информатизации (далее - отдел Свода законов) является ведущим подразделением Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Министерство) по организации и координации работ, связанных с формированием Свода законов Российской Федерации.
2.2. Отдел Свода законов:
осуществляет сбор предложений федеральных органов исполнительной власти, поступивших в Министерство в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170;
передает предложения федеральных органов исполнительной власти в соответствующие департаменты и отделы Министерства для их обобщения;
предоставляет, по мере необходимости, по запросам федеральных органов исполнительной власти, департаментов и отделов Министерства копии нормативных правовых актов, подлежащих анализу;
представляет в департаменты и отделы Министерства перечни, а при необходимости тексты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с пометкой "Для служебного пользования", имеющиеся в фондах Министерства, и обобщает предложения о необходимости их опубликования;
ведет учет предложений по результатам работы департаментов и отделов Министерства;
выполняет иные работы в соответствии с планом-графиком исполнения Минюстом России Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170 "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации" (далее - план-график).
2.3. Информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти в целях организации работы по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170 осуществляется Научным центром правовой информации при Министерстве (НЦПИ) путем предоставления базы данных по действующему законодательству "Эталон".
3. Порядок проведения работ
3.1. Работа по формированию нормативного корпуса Свода законов проводится департаментами и отделами Министерства в соответствии с их специализацией.
3.2. В проведении работы по наиболее сложным нормативным правовым актам принимают участие специалисты структурных подразделений Министерства по различным отраслям права.
В случае необходимости совместного участия нескольких департаментов и (или) отделов Министерства в работе по систематизации нормативных правовых актов определяется "созывной" исполнитель и работа проводится по письменному указанию первого заместителя Министра, на которого возложен контроль за выполнением приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 2 апреля 1998 г. N 34.
3.3. В целях повышения уровня этой работы, по согласованию с заместителями Министра по направлениям деятельности, решается вопрос о привлечении специалистов Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Российской правовой академии при Министерстве, других научных учреждений.
3.4. Работа департаментов и отделов Министерства проводится по следующим направлениям:
подготовка предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
анализ и обобщение предложений федеральных органов исполнительной власти с целью разработки проектов нормативных актов;
подготовка проектов нормативных правовых актов;
подготовка перечня законопроектов, подлежащих переработке (разработке), федеральных законов в целях их укрупнения, а также необходимых для восполнения пробелов, имеющихся в федеральном законодательстве.
3.5. Департаменты и отделы Министерства представляют в отдел Свода законов предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства:
а) о признании утратившими силу нормативных правовых актов, о внесении в нормативные акты изменений и дополнений;
б) об укрупнении нормативных правовых актов путем включения в них нормативных правовых актов и отдельных норм, действующих в соответствующих отраслях законодательства, о разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для восполнения пробелов в законодательстве;
в) о необходимости опубликования нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с пометкой "Для служебного пользования", устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации.
3.6. Предложения, подготовленные департаментами и отделами Министерства в соответствии с п. 3.5 настоящего Порядка, представляют собой перечень нормативных правовых актов с основными реквизитами: наименованием нормативного правового акта, его видам, датой и номером, наименованием органа, принявшего нормативный правовой акт, и сведениями об официальном опубликовании акта.
Нормативные правовые акты одного вида должны располагаться в перечне в хронологическом порядке. В пределах одной и той же даты принятия нормативные правовые акты указываются в соответствии с их номерами.
Кроме того, перечни должны содержать мотивированные обоснования по каждому нормативному правовому акту или по его отдельным частям и содержать данные, необходимые для однозначного понимания вносимого предложения и для принятия соответствующего решения.
3.7. Департаменты и отделы Министерства на основе обобщения предложений федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 778, разрабатывают и представляют проекты нормативных правовых актов, согласованные с заинтересованными органами государственной власти.
3.8. При разработке проекта укрупненного нормативного правового акта должно обеспечиваться объединение нормативных правовых актов и отдельных норм, действующих в соответствующих отраслях законодательства, в целях ликвидации множественности актов по одним и тем же вопросам, а также устранения имеющихся в законодательстве противоречий.
При подготовке проектов о внесении в акты любых изменений должно обеспечиваться внутреннее единство актов.
Каждый проект должен иметь мотивированное обоснование необходимости его принятия.
3.9. Перечень законопроектов, подлежащих переработке (разработке), подготовленный департаментами и отделами Министерства, должен содержать наименование проекта, концепцию, включающую его общую характеристику и основные положения, обоснование необходимости принятия, сведения о разработчиках и сроки, в которые должен быть представлен проект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Минюста РФ от 15 июня 1998 г. N 89 "О Порядке организации работы Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов в целях включения их в Свод законов Российской Федерации" (извлечение)
Текст приказа в извлечении опубликован в Сборнике основных нормативных актов о федеральной юстиции, 2002, том 3