Налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 января 2003 года
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в дополнение к письму МНС России от 12.07.2002 N 03-2-06/2/1794-Щ187 сообщает следующее.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Письмо МНС РФ от 12 июля 2002 г. имеет номер "03-2-06/2/1794/24-Щ187"
В названном письме содержались разъяснения МНС России по запросу УМНС России по г.Санкт-Петербургу от 26.09.2001 N 06-09/16858, в котором сообщалось об арбитражной практике, отражавшей позицию Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа о правомерности ежемесячного начисления пени без закрепления срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд г.Санкт-Петербурга.
Принимая во внимание негативную для налогового органа арбитражную практику по данному вопросу, а также во избежание потерь бюджета по возврату сумм налоговых платежей и пеней по ним, МНС России, учитывая названные обстоятельства, сообщило о необходимости начисления пени на сумму неуплаченного налога по окончании налогового периода по налогу на пользователей автомобильных дорог (соответствующего календарного года) при выявлении фактов неполной уплаты данного налога в целом за соответствующий период (календарный год).
В то же время, правомерность применения налоговыми органами порядка начисления пени (в т.ч. и в 2001 году) за нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, установленного пунктом 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации", подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О.
Данное Определение содержит вывод о том, что датой, по истечении которой налоговый платеж считается произведенным с нарушением установленного срока и возникает возможность начисления пеней, является 15 число соответствующего месяца.
Конституционным Судом Российской Федерации также разъяснено, что закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
Ранее Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 06.12.2001 N 257-О подтверждена конституционность взыскания пени и штрафов при совершении налоговых правонарушений. В этом определении разъяснялось, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.
С учетом изложенного, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает о возможности применения ранее действовавшего порядка начисления пени, правомерность которого подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О.
Главный государственный |
В.В.Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо издано в дополнение к ранее высказанной позиции о необходимости ежемесячного начисления пени на сумму неуплаченного налога на пользователей автомобильных дорог по окончании налогового периода (соответствующего календарного года) при выявлении фактов неполной уплаты данного налога в целом за соответствующий период (календарный год).
Правомерность применения налоговыми органами указанного порядка начисления пени (в т.ч. и в 2001 году) за нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 200-О.
С учетом указанного Определения, МНС РФ сообщает о возможности применения ранее действовавшего порядка начисления пени.
Письмо МНС РФ от 24 октября 2002 г. N 03-2-06/2/2745/24-АК445 "Об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог"
Текст письма официально опубликован не был