Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 2 октября 2002 г. N 04-02-06/1/125
Вопрос: Закрытое акционерное общество является субъектом малого предпринимательства и в первые три года своей деятельности имело льготы по уплате налога на прибыль, предусмотренные п.4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2116-1. В настоящее время ЗАО намеревается осуществить реорганизацию общества путем преобразования в ООО (изменение организационно-правовой формы общества) оставаясь при этом малым предприятием и не меняя вида деятельности (производство продуктов питания), в связи с которой обществу были представлены налоговые льготы.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.57 и п.5 ст.58) при изменении организационно-правовой формы юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При этом юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Письмом ГНС РФ от 13 марта 1996 г. N ВГ-6-02/177 "О расчетах с бюджетом по налогу на прибыль малых предприятий" дано разъяснение, что малым предприятиям, образованным на базе реорганизованных предприятий льготы по уплате налога на прибыль не предоставляются. Понятно, что созданному ООО в результате реорганизации ЗАО не будет предоставлена льгота по уплате налога на прибыль.
Однако, прошу Вас дать официальное разъяснение по следующему вопросу: Повлечет ли за собой преобразование ЗАО, являющегося субъектом малого предпринимательства, в ООО без изменения вида деятельности, в связи с которой ему была предоставлена льгота, последствия, предусмотренные для малых предприятий, прекративших деятельность до истечения 5-ти летнего срока: внесение в Федеральный бюджет суммы налога на прибыль, исчисленной в полном размере за весь период со дня его государственной регистрации до преобразования ЗАО в ООО, увеличенной на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом (абзац 4 пункт 4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2116-1).
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 20 марта 2002 г. по вопросу применения льготы по налогообложению прибыли субъектов малого предпринимательства (в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г.) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пунктом 4.4 Инструкции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) впервые два года работы не уплачивают налог на прибыль и третий и четвертый год работы уплачивают налог в размере - 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает, соответственно, 70 процентов и 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных предприятий.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Неуплата или уплата в меньшем размере налога на прибыль является для организаций, в том числе относящихся к субъектам малого предпринимательства, налоговой льготой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или иной властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным, полагаем, что реорганизация в форме преобразования юридического лица (ЗАО "Экспериментальное дрожжевое предприятие "Дербеневка" в общество с ограниченной ответственностью# - до истечения пятилетнего срока, начиная со дня его государственной регистрации) повлечет последствия, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Заместитель руководителя Департамента |
А.И.Косолапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 2 октября 2002 г. N 04-02-06/1/125
Текст письма официально опубликован не был