Заместитель председателя Комитета |
Б.М.Гутин |
Основные положения методики административного расследования
Новое законодательство об административных правонарушениях предъявляет повышенные требования к организации и проведению административного расследования по делам об административных правонарушениях при сокращении общих сроков расследования и давности привлечения к ответственности. В связи с этим, в настоящий момент для качественного расследования необходимо использовать как накопленный таможенными органами положительный опыт правоприменительной деятельности, так и технические ресурсы, научные средства и методы, разработанные криминалистикой. Система методов, используемых при проведении расследования, в которой они связаны между собой в единое целое и подчинены цели установления истины по делу, образует методику административного расследования.
Совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, образует предмет доказывания. В общем случае его содержание определено статьей 26.1 КоАП России. Изложенный в норме перечень обстоятельств должен конкретизироваться в соответствии с составом правонарушения по определенной статье КоАП России.
Административное расследование в общем случае состоит из трех отдельных этапов:
1) первоначального;
2) последующего;
3) заключительного.
Содержание этапов характеризуется следующим.
Первоначальный этап. Основная направленность этапа - поиск, обнаружение и закрепление доказательств в целях получения информации, дающей основание к выдвижению версии о совершении правонарушения определенным лицом.
Так, при совершении правонарушения нарушителю независимо от его субъективных качеств необходимо, если правонарушение представляет собой противоправное действие, - совершить ряд типовых действий, если противоправное бездействие, то не совершать ряд обязательных действий.
Сущность и характер действий (бездействия) определяется:
а) объектом посягательства и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме КоАП России;
б) способом совершения правонарушения определенного вида.
Типовые действия (бездействие) ведут к возникновению характерных для данного вида правонарушения следов на соответствующих объектах (механизм следообразования). В ходе расследования эти следы необходимо целенаправленно искать, а затем исследовать и использовать в целях установления истины по делу.
Следы могут быть двух типов:
- материальные (тайники, следы подчистки, травления на документе, повреждение средств идентификации и т.п.);
- идеальные (следы в памяти физических лиц об обстоятельствах, связанных с событием правонарушения).
Отсутствие следов (в случае, если правонарушение совершено в форме действия) также является своего рода следом, который может указывать:
во-первых, на то, что в конкретных условиях конкретному лицу не было необходимости проводить некое типовое для этого вида правонарушения действие;
во-вторых, на то, что следы умышленно или по неосторожности после совершения правонарушения уничтожены;
в-третьих, на то, что следы попросту не обнаружены;
в-четвертых, на то, что если все вышеуказанные обстоятельства исключаются, то отсутствие следов дает основание выдвинуть версию, ставящую под сомнение или факт совершения расследуемого правонарушения, либо существенных обстоятельств события последнего.
В случае, когда правонарушение представляет собой противоправное бездействие, его характерными следами является отсутствие обязательных следов на соответствующих объектах.
Характерные следы правонарушения, приобщенные в установленном законом порядке и исследованные в ходе расследования, образуют доказательства по делу.
Собирание доказательств осуществляется путем производства процессуальных действий. Доказательства могут быть представлены также лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, защитником и представителем.
Зная механизм следообразования при совершении правонарушения определенного вида и возможности того или иного процессуального действия по собиранию, исследованию и использованию таких следов можно составить определенный список таких действий, обязательных для расследования правонарушений данного вида.
Например, при совершении правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП России (перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о товаре и (или) транспортном средстве), типовые действия правонарушителя заключаются в следующем:
1) перемещение через таможенную границу Российской Федерации товара, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в товаросопроводительных документах;
2) представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара.
Типовые действия правонарушителя должны оставить следующие следы:
1) документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара;
2) товар, наименование которого не соответствует, указанному в представленных документах;
3) следы в памяти должностных лиц таможенного органа об обстоятельствах перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации и представления документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара, таможенному органу, следы в памяти лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей об обстоятельствах совершения правонарушения;
4) оттиск ЛНП должностного лица таможенного органа пограничной таможни на товаротранспортных документах о перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
Для выявления следов на следовоспринимающих объектах необходимо произвести определенные действия:
1) недостоверные сведения о наименовании товара в документах, выявляются осмотром документов;
2) товар, наименование которого не соответствует сведениям, указанным в документах, выявляется проведением досмотра товара;
3) следы в памяти должностных лиц таможенного органа об обстоятельствах перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации и представления документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара, таможенному органу, следы в памяти лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей об обстоятельствах совершения правонарушения выявляются проведением опроса соответствующих лиц;
4) оттиск ЛНП должностного лица таможенного органа пограничной таможни на товаротранспортных документах выявляется проведением изъятия документов, запросом в пограничный таможенный орган.
Такой список - основа плана расследования правонарушения данного вида.
Кроме механизма следообразования, важное значение для расследования имеют данные о разновидностях способов совершения правонарушений, личности правонарушителя, месте и времени совершения правонарушения.
Одним из способов заявления таможенному органу недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, влияющих на взимание таможенных платежей, является представление таможенному органу недействительного внешнеторгового договора купли-продажи товара, инвойса, содержащего недостоверные сведения о цене товара.
Эти данные отражаются в частных методиках и используются для расследования правонарушения. Они дают возможность выдвигать версии о существовании не установленных еще элементов расследуемого события. Взаимосвязи между такими элементами устанавливаются на основе практики.
На первоначальном этапе главным определяющим фактором является время. Этап заканчивается, когда все наличные доказательства обнаружены и закреплены, все первоначальные действия выполнены.
Последующий этап. Дальнейшее расследование может осуществляться по одному из двух путей:
1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, установлено. Начинается процесс его изобличения, детального установления всех обстоятельств дела, всех элементов предмета доказывания;
2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не установлено.
Систематизируются, анализируются и оцениваются собранные доказательства. Определяются пути дальнейшего расследования.
Основная направленность этого этапа - развернутое, последовательное, методическое доказывание. В случае, если расследование осуществляется по первому пути, то на последующем этапе осуществляется проверка оснований привлечения к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. В ином случае, на этом этапе расследования после анализа и оценки собранных доказательств, составляется план дальнейшего расследования для решения задачи установления лица, совершившего правонарушение и только за тем уже - доказывание его виновности.
Заключительный этап. Его содержание связано с возможностью осуществления повторного расследования в связи с отменой постановления о прекращении производства по делу, а также в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.8 КоАП России. При этом возможны два варианта:
1) повторные действия начинаются со второго этапа расследования и захватывают заключительный этап;
2) повторные действия проводятся только на заключительном этапе.
Повторное расследование неоднородно. Оно может включать в себя проведение только дополнительных, т.е. ранее не проводившихся действий. По сути - это дополнительное расследование. Оно может содержать повторное проведение тех или иных действий в силу допущенных процессуальных или тактических ошибок, либо потому что они проводились в других целях, и в силу этого их результатам присуща неполнота. В этом случае такое расследование является по сути повторным.
В содержание заключительного этапа входят:
- процессуальные действия по завершению производства расследования;
- действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по указанию вышестоящего таможенного органа, суда;
- действия, проводимые по указанию вышестоящего таможенного органа, суда в связи с возобновлением производства по прекращенному делу или после отмены постановления по делу;
организационные и организационно-технические мероприятия, необходимые для завершения расследования.
В каждом конкретном случае содержание того или иного этапа расследования будет определяться индивидуальным характером конкретного дела.
Важной характеристикой производства по делу является ситуация административного расследования. При этом следует учитывать, что ситуация административного расследования и механизм следообразования друг от друга не зависят.
Под ситуацией административного расследования понимают обстановку (совокупность условий), в которых в данный момент осуществляется расследование (конкретные условия времени, места, окружающей среды, поведения лиц, участвующих в процессе расследования, иные факторы).
Под исходной ситуацией понимают обстановку (совокупность условий), в которой начинается административное расследование. Исходная ситуация административного расследования определяет особенности расследования на первоначальном этапе, в частности, направление и содержание первоначальных действий.
Начальная "порция" информации о событии правонарушения и всех связанных с ним обстоятельствах в каждом конкретном случае может быть различной по объему и содержанию. Вместе с тем, условно все исходные ситуации административного расследования можно разбить на три вида:
1) известно событие правонарушения, неизвестно лицо его совершившее;
необходимо установить, кто и при каких обстоятельствах совершил правонарушение, наличие в действиях правонарушителя состава правонарушения, а также все другие обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. В этой ситуации отталкиваются от самого события правонарушения.
Направление расследования - с использованием типовых версий, выявление максимального количества данных, характеризующих правонарушителя и событие правонарушения.
2) известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило правонарушение;
необходимо установить, действительно ли этим лицом совершено противоправное деяние, содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу.
Направление расследования - установление действительности события правонарушения, его конкретных обстоятельств, причастности к нему лица, в отношении которого ведется производство по делу. При этом большое значение имеет выявление обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
3) известно событие правонарушения, известно лицо, его совершившее;
необходимо установить наличие или отсутствие всех элементов состава и все обстоятельства, подлежащие установлению по делу.
Направление расследования - установление факта совершения этим лицом правонарушения и его виновности.
По результатам действий, совершенных на первоначальном этапе, сложится новая ситуация административного расследования, в зависимости от которой определяется ход дальнейшего расследования.
На последующем этапе можно выделить два периода - до установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, и после установления этого обстоятельства.
Основное содержание первого периода заключается главным образом в проверке круга версий, сконструированных по вопросам предмета доказывания на базе материалов, собранных первоначальными действиями.
При осуществлении второго периода, т.е. после установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, расследование обычно сосредотачивается вокруг следующих задач:
проверки объяснений лица, привлекаемого к ответственности;
исследования всех версий по делу;
проверке всех доказательств и устранения противоречий;
завершению работы по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения;
систематизации всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу.
Важным элементом последующего этапа является определение главных задач, разрешение которых позволило бы ускорить расследование конкретного дела. Например, такой задачей может быть выявление важного свидетеля-очевидца, обнаружение орудия правонарушения и т.п., а также планомерное установление в процессе собирания доказательств всех обстоятельств дела, намеченных планом. На последующем этапе расследования производится корректировка и дополнение плана административного расследования.
Разрешение исходной ситуации административного расследования делится на ряд этапов. При этом первоначальную информацию анализируют и систематизируют, т.е. осуществляют группирование фактов по элементам состава правонарушения. В этих целях определяют: какие фактические данные могут быть признаны в качестве доказательства по делу, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать. С учетом последнего определяют задачи, стоящие перед расследованием и очередность их решения.
С учетом предмета имеющихся доказательств определяют:
какие новые доказательства могут быть получены на основе их использования, какие действия требуется для этого провести, их очередность и сроки;
как проверить спорные факты и исследовать версии, какие действия требуется для этого провести, их очередность и сроки.
Основное место в разрешении исходной ситуации занимают версии. Построение версий происходит параллельно с накоплением фактических данных.
Версия - предположение о наличии или отсутствии событий или фактов, имеющих отношение к расследуемому делу. Версия не является доказательством по делу, она представляет собой предположение, используемое в качестве одного из оснований для определения направления расследования и составления плана.
Различают общие и частные версии. Разновидностью общих версий являются так называемые типовые (типичные) версии. Все действия в ходе расследования конкретного правонарушения должны осуществляться под знаком этих версий, постоянно истолковываемых и дополняющихся конкретным содержанием.
Типичные версии отображают юридический состав правонарушения, его видовые признаки и наиболее типичный, чаще всего встречающийся в практике механизм события, т.е. обстоятельства возможного совершения правонарушения. Так, при наличии признаков правонарушения, предусмотренного ст.16.16 КоАП России, типичными версиями будут "лицо, было своевременно оповещено о помещении товара на СВХ", "лицо не было своевременно оповещено".
Типичные версии могут касаться события правонарушения, возможного лица, его совершившего, совершения конкретным лицом расследуемого правонарушения.
Версии строятся сразу же, как только выявлены признаки правонарушения. Первоначально, в связи с недостатком исходной информации, они возникают на базе типичных версий. Поэтому на этом этапе они расплывчаты и носят, как правило, множественный характер.
По мере проведения первоначальных действий и появления новых фактических данных число версий закономерно сокращается за счет их укрупнения, систематизации и конкретизации.
Построение версии включает 3 этапа:
1 этап - анализ отдельных фактов и отношений между ними;
2 этап - синтез фактов, их обобщение;
3 этап - выдвижение предположения.
После выдвижения версий определяются обстоятельства, подлежащие выяснению по каждому из них. Для этой цели из каждой версии выводят ее логические следствия.
Проверка версии осуществляется в 2 этапа:
1 этап - выведение следствий, вытекающих из версии;
2 этап - сопоставление следствий с фактическими обстоятельствами.
Опровержение версии протекает путем обнаружения фактов, противоречащих выведенным из нее следствиям. Версия считается опровергнутой только в случае, если ее несостоятельность достаточно обоснована. Нельзя считать несостоятельной версию лишь на том основании, что вытекающие из нее следствия не подтверждаются обстоятельствами дела (может, их просто не удалось обнаружить и зафиксировать). Для опровержения версии необходимо, чтобы вытекающие из нее следствия не просто не совпали, а противоречили фактическим обстоятельствам дела. Только в этом случае имеются достаточные основания считать версию опровергнутой.
Таким образом, отбрасывая ложные версии, сужают круг возможных объяснений и приближаются к выявлению подлинной картины правонарушения.
Версия подтверждается, если выведенные из нее следствия совпадают с вновь обнаруженными фактами.
Любая версия имеет вероятностный характер. Получение достоверных знаний об обстоятельствах дела осуществляется в процессе доказывания. Только после того как версия будет доказана, она превратится в несомненное знание, содержащее объективную истину.
Построение общих версий рассмотрим на следующем примере.
Существо дела:
При проведении оперативных мероприятий 17.06.xx на территории, расположенной вдоль берега реки Голубая (по ее фарватеру проходит таможенная граница Российской Федерации с сопредельным государством), сотрудниками ФПС и ОРО N-ой таможни обнаружили двух лиц, которые не имели разрешения на право пребывания в запретной пограничной зоне.
Прибытие этих лиц на автомобиле УАЗ г/н XX, выгрузка ими из автомобиля коробок и резиновой лодки, подготовка, перемещение на берег реки и спуск на воду резиновой лодки, загрузка в резиновую лодку привезенных коробок было зафиксировано сотрудниками N-ой таможни с помощью видеосъемки. На момент задержания часть привезенных лицами коробок размещалась в лодке, находящейся на 2/3 в воде, другая часть - в автомобиле.
Оба лица были доставлены в служебное помещение пограничной заставы для установления личности и составления определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.1 КоАП России, и протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.2 КоАП России. Коробки, автомобиль и резиновая лодка были помещены на площадку для задержанных транспортных средств.
При проведении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при задержанных лицах, были обнаружены паспорта на имя г-на П. (серия XX номер XX XX XX, выдан 2 ом ОВД гор. N. 12.08.xx) и г-на В. (серия XX номер XX XX XX, выдан 1 ом ОВД гор. N. 10.03.xx), у г-на П. были обнаружены ключи от замка зажигания автомобиля УАЗ г/н XX. Досмотр производился с участием понятых.
При досмотре задержанных транспортных средств в них были обнаружены 544 коробки: 280 коробок в автомобиле и 264 коробки в резиновой лодке. При вскрытии в коробках обнаружены сигареты:
марки "Прима серебряная" - 11000 пачек;
марки "Прима классика" - 10000 пачек;
марки "Астра" - 10000 пачек;
марки "Три короля" - 10000 пачек;
марки "Новость" - 10000 пачек.
Полагая, что в деянии задержанных лиц содержится состав правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП России, оперуполномоченный ОРО N-ой таможни Сидоров, вынес определение о возбуждении дела об АП по ст.16.1 КоАП России и произвел неотложные действия:
- ознакомился с материалами дела об административном правонарушении по ст.18.2 КоАП России и приобщил к материалам возбужденного дела об административном правонарушении по ст.16.1 КоАП России заверенные копии протокола об административном правонарушении по ст.18.2 КоАП России, протокола доставления, а также материалы видеозаписи, произведенные при проведении оперативных мероприятий 17.06.xx;
- опросил в качестве свидетелей должностных лиц ФПС и сотрудников таможенного органа, участвовавших в административном задержании г-на П. и гр-на В, и производивших видеозапись оперативных мероприятий;
- с помощью свидетелей составил схему места административного задержания;
изъял по протоколу предмет административного правонарушения (сигареты), орудия его совершения (автомобиль УАЗ г/н XX, резиновая лодка) и поместил их в зону таможенного контроля.
После совершения неотложных действий инспектор Сидоров проанализировал исходную ситуацию и сравнил ее с типичными исходными ситуациями административного расследования. Для этого все собранные сведения были им условно поделены на сведения об объективной и субъективной стороне возможно совершенного правонарушения. В результате анализа сведений были сделаны выводы о том, что по делу известно событие правонарушения и лицо, которое возможно его совершило (ситуация N 2).
С учетом типичной исходной ситуации N 2 за направление административного расследования инспектором Сидоровым принято следующее:
установить, действительно ли гр-ном П. (далее рассматривается только один субъект правонарушения) совершено противоправное деяние, содержат ли деяние все необходимые элементы состава, а также иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания.
В процессе анализа у различных фактических обстоятельств им выявлялось наличие связи с правонарушением:
время и место совершения (перемещение товара помимо таможенного контроля);
действия г-на П., непосредственно направленные на реализацию намерения вывезти товар с таможенной территории Российской Федерации (перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации);
объяснения г-на П. о том, что он прибыл в запретную пограничную зону на ночную рыбалку.
Синтез этих обстоятельств позволил выдвинуть две версии:
произошло таможенное правонарушение (версия 1);
отсутствует событие таможенного правонарушения - ночная рыбалка (версия 2).
После выдвижения версий инспектором Сидоровым были определены обстоятельства, подлежащие выяснению по каждой из них.
По первой версии: если совершено таможенное правонарушение, то должен быть товар, который незаконно перемещался через таможенную границу - 1 следствие;
должен иметь место факт его перемещения через таможенную границу - 2 следствие;
перемещение товара через таможенную границу должно быть осуществлено вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления - 3 следствие.
Все эти следствия подтверждены обнаруженными в ходе расследования фактами. Таким образом, была подтверждена 1-ая версия.
Если осуществлялась ночная рыбалка, то на месте задержания должны быть обнаружены орудия и предметы ловли - 4 следствие;
лица, прибывшие на рыбалку, должны быть соответствующим образом экипированы - 5 следствие.
Результаты сравнения следствий с обнаруженными фактами опровергают 2-ую версию.
Таким образом, в результате косвенного доказывания подтверждена достоверность 1-ой версии.
Далее инспектором Сидоровым были проанализированы собранные фактические данные для построения версии в отношении лица, совершившего таможенное правонарушение. В результате были выдвинуты версии:
правонарушение совершено г-ном П. - 3-я версия;
правонарушение совершено иным лицом - 4-я версия.
Разработка 3 версии: если правонарушение совершил г-н П., то он должен быть в момент совершения правонарушения на месте задержания - 1-е следствие;
он в момент совершения правонарушения должен был располагать орудиями совершения правонарушения - 2-е следствие;
он должен быть зафиксирован средствами видеозаписи при проведении оперативных мероприятий.
В целях проверки 3-й версии были определены необходимые мероприятия, которые инспектор Сидоров включил в План расследования:
опросить в качестве свидетелей понятых, участвовавших в проведении процессуальных действий;
направить запрос в ГИБДД для установления владельца автомобиля УАЗ г/н XX;
направить запрос ОВД гор. N. для установления владельца паспорта серия XX номер XX XX XX, выданного 2 ом ОВД N. 12.08.xx;
опросить в качестве свидетелей соседей, проживающих в одном доме с г-ном П., об обстоятельствах имеющих значение по делу.
В результате проведения запланированных процессуальных и иных действий были получены следующие фактические данные:
понятые в своих показаниях подтвердили факт задержания г-на П. в пограничной зоне и совершенные им действия, зафиксированные с помощью средств видеозаписи;
по данным ГИБДД владельцем автомобиля УАЗ г/н XX является г-н П.;
по данным ОВД владельцем паспорта серия XX номер XX XX XX, выданного 2 ом ОВД N. 12.08.xx, обнаруженного при личном досмотре у г-на П является г-н П.;
по показаниям свидетеля Д., проживающего в одном доме с г-ном П., последний не увлекался рыбной ловлей, а 17.06.xx г-н П. на своем автомобиле УАЗ г/н XX выехал к родственникам в гор. Z.
Сопоставив следствия с фактическими обстоятельствами, был сделан вывод о подтверждении версии 3.
Версия 4 была опровергнута, поскольку ни одно из следствий, вытекающих из версии 4, не было подтверждено фактическими обстоятельствами.
К одному из методов организации административного расследования относится планирование административного расследования.
Рекомендуется включать в план расследования следующие данные:
1) наименование дела;
2) время его возбуждения и время принятия к производству;
3) срок окончания расследования;
4) лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу (если оно установлено);
5) графы:
а) версии;
б) подлежащие решению вопросы;
в) необходимые мероприятия;
г) срок выполнения каждого мероприятия;
д) исполнители;
е) отметка о выполнении мероприятия (что установлено в результате его проведения).
Целесообразно при нескольких версиях графы расчертить горизонтальными линиями, т.е. разделить на полосы, каждую из которых отнести под определенную версию.
Например:
План административного расследования по делу об АП N ______
Дата возбуждения дела ________________________________
Дата принятия дела к производству ________________________________
К административной ответственности по ч. ст. КоАП России
привлекается ___________________________________________________________
Срок окончания расследования _____________
Версии | Вопросы подлежащие решению |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители | Отметка об исполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1) | 1. 2. 3. |
||||
2) | 1. 2. 3. |
Важную роль в обеспечении планирования расследования могут играть схемы связей, движения предмета административного правонарушения, денежных средств и т.п. Например, карта-схема взаимоотношений между организациями и фирмами с указанием времени совершения сделок, и полученных денежных сумм. Схема должна постоянно дополняться в ходе расследования новыми отметками.
При расследовании сложных дел, дел совершенных группой лиц на территории одного таможенного органа применяется метод сетевого планирования.
Учитывая, что в соответствии с положениями ч.1 ст.26.9 КоАП России процессуальные действия по делу об АП, кроме лица осуществляющего производство по делу может совершать по его поручению иное должностное лицо территориального органа, для расследования таких дел может создаваться группа для проведения расследования. В состав группы включаются кроме сотрудников отделов таможенных расследований, специалисты, оказывающие помощь при проведении исследований вещественных доказательств, дающие консультации по вопросам, входящим в их компетенцию.
Группа обычно включает от 2 до 5 человек. Один из них принимает дело к своему производству и руководит другими членами группы.
Создание группы оформляется приказом начальника таможенного органа. В приказе указывается состав группы и ее руководитель, место работы группы (с учетом требования ч.4 ст.28.7 КоАП России). При необходимости изменения состава группы, издается приказ, в котором указывается, кто и кем заменен.
Основные функции руководителя группы:
1) процессуальные:
а) им выносятся и подписываются процессуальные документы;
б) дает поручения по важнейшим вопросам расследования;
в) принимает меры по выполнению указаний вышестоящего таможенного органа, вышестоящего должностного лица;
2) организационные:
а) намечает основные направления расследования;
б) подразделяет группу на подгруппы;
в) составляет общий план расследования;
г) координирует деятельность подгрупп;
д) контролирует и направляет работу подгрупп;
е) руководит взаимодействием группы с другими правоохранительными (в том числе таможенными) органами;
ж) разрешает разногласия между членами и руководителями подгрупп.
Группа может состоять из нескольких подгрупп. Подгруппа призвана решать одну из следующих задач:
а) произвести проверку определенных версий;
б) произвести те или иные виды процессуальных действий (например, одной подгруппе поручается работа с вещественными доказательствами, включающая досмотры, изъятия, наложение ареста на вещи, назначение экспертиз; другой - работа с личностными доказательствами, предполагающая производство опросов, проверок показаний; третьей - информационное обеспечение расследования, включая ведение документации группы).
Подгруппу в случае, когда большой объем работы необходимо завершить в наиболее короткий срок, целесообразно разделить на отдельные звенья с распределением между ними всего объема работы. Например, выявить и опросить свидетелей, опросить лицо, в отношении которого ведется производство по делу, одновременно произвести изъятия документов в нескольких местах.
Если группа имеет небольшой численный состав, различные функции распределяются не между подгруппами, а между отдельными должностными лицами, входящими в его состав.
Состав каждой группы обусловлен стоящими перед ней задачами (в ее состав могут включаться те или иные специалисты: специалист-криминалист, специалист-экономист и др.).
При расследовании деятельности большого количества правонарушений совершенных группой лиц, действующей в границах ответственности нескольких таможенных управлений, могут быть созданы несколько групп для расследования совершенных правонарушений, применительно к различным регионам ее деятельности.
В этом случае взаимодействие групп осуществляет ГТК России. Согласование деятельности групп осуществляется на основе анализа информации, поступающей от каждой группы и контроле за проведением административного расследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 19 декабря 2002 г. N 01-06/50295 "О направлении основных положений методики административного расследования"
Текст письма официально опубликован не был