Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Вопросы по применению Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
1.1. Вправе ли кредитная организация не представлять уполномоченному органу сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в случае, если она имеет положительный опыт работы с клиентами и законность их деятельности у ее сотрудников не вызывает сомнений?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее по тексту - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные организации), обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю. Каких-либо исключений в части, касающейся представления кредитными организациями уполномоченному органу предусмотренных Федеральным законом сведений, в том числе в случае, если операция клиента, подлежащая обязательному контролю, по мнению сотрудников кредитной организации, не связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, Федеральный закон не предусматривает.
На основании изложенного следует, что в рамках реализации требований Федерального закона кредитная организация обязана представлять в уполномоченный орган сведения по всем операциям, которые подпадают под признаки статьи 6 Федерального закона (в том числе по операциям клиента, характер которых имеет очевидный экономический смысл и у сотрудников кредитной организации не вызывает подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем).
1.2. Что для целей Федерального закона следует считать днем (датой) совершения операции "получения или предоставления имущества по договору финансовой аренды (лизинга)", согласно которому кредитная организация приобретает в собственность имущество и предоставляет его лизингополучателю во временное владение и пользование либо сама является лизингополучателем: дату передачи имущества (предмета лизинга) или дату заключения этого договора? Какая из сумм - общая сумма договора финансовой аренды (лизинга) или стоимость приобретенного и переданного в лизинг имущества - является в указанном случае суммой операции с денежными средствами или иным имуществом?
Сделки с движимым имуществом, перечисленные в подпункте 6 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, в том числе операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), в случае, если их сумма равна или превышает 600000 рублей, являются операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" следует, что указанные сделки с движимым имуществом не относятся к банковским операциям, но могут совершаться кредитной организацией в рамках ее деятельности.
Таким образом, в случае если по договору финансовой аренды (лизинга) кредитная организация выступает в качестве лизингодателя (лизингополучателя), то эта организация обязана направить в уполномоченный орган информацию, предусмотренную Федеральным законом. При этом днем (датой) совершения такой операции в целях Федерального закона следует считать дату фактического получения или предоставления предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), то есть дату составления акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества, а ее суммой - стоимость предмета лизинга.
1.3. В течение какого периода времени кредитная организация обязана контролировать операции по зачислению на свой счет или списанию со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в частности, сведения о зачислении денежных средств на свой счет или их списании со своего счета юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия, должны документально фиксироваться и представляться в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их совершения.
Учитывая положения пункта 1 и абзаца пятого подпункта 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, в рамках реализации требований Федерального закона направлению в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее по тексту - КФМ России) подлежат сведения только о первой операции по счету юридического лица после его открытия. При этом следует иметь в виду, что период времени, в течение которого кредитная организация обязана контролировать операции, указанные в абзаце пятом подпункта 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, не определен.
1.4. Что для целей Федерального закона подразумевается под формулировкой "документальное фиксирование"? Должны ли сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям, связанным с легализацией преступных доходов, фиксироваться и храниться на бумажном носителе или кредитная организация вправе формировать их в электронном виде?
Федеральным законом не определены форма и порядок документального фиксирования и хранения информации.
Статья 2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" документированную информацию или документ определяет как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Исходя из вышеизложенного, а также абзаца второго пункта 2 статьи 7 Федерального закона порядок, в том числе форму документального фиксирования и хранения необходимой информации как неотъемлемую часть правил внутреннего контроля, каждая кредитная организация с учетом особенностей своей деятельности определяет самостоятельно.
Однако при этом необходимо иметь в виду следующие моменты.
В соответствии с пунктами 1 и 5 Положения Банка России от 28.11.2001 N 161-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и представляемые в уполномоченный орган, кредитная организация обязана составить в форме отчета в виде электронного документа - ОЭД (то есть в электронном виде), а ОЭД, по которым получены извещения в виде электронного документа, подтверждающие их принятие, не менее 5 лет хранить в электронном виде.
В случае необходимости представления сведений, зафиксированных и хранящихся в электронном виде, в качестве доказательства в уголовном, арбитражном или гражданском процессе документ на бумажном носителе, полученный из автоматизированной информационной системы, следует подписать в установленном порядке для придания ему юридической силы (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").
<< Назад |
Раздел 2 >> Раздел 2 |
|
Содержание Информационное письмо ЦБР от 29 ноября 2002 г. N 2 "Обобщение практики применения федерального закона "О противодействии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.