Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Вопросы по применению методических рекомендаций по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденных Указанием оперативного характера Банка России от 28.11.2001 N 137-Т
2.1. В каком объеме могут учитываться рекомендации, утвержденные Центральным банком Российской Федерации, при разработке кредитной организацией правил внутреннего контроля, принимая во внимание положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона?
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, кредитные организации разрабатывают правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации. Такие рекомендации утверждены Банком России Указанием оперативного характера от 28.11.2001 N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее по тексту - Рекомендации).
Следует обратить внимание, что в соответствии с Положением Банка России от 15.09.1997 N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" указание оперативного характера не является нормативным актом Банка России.
Следовательно, кредитные организации могут самостоятельно определять полноту применения Рекомендаций в зависимости от особенностей своей деятельности и деятельности их клиентов, учитывая при этом необходимость соблюдения требований Федерального закона.
2.2. Как кредитная организация может организовать работу по идентификации и изучению своих клиентов в целях надлежащего исполнения требований Федерального закона?
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные организации), обязаны по предъявляемым документам идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад).
В разделе 2 рекомендаций приведен примерный перечень программ осуществления внутреннего контроля, которые было бы целесообразно включить во внутренние документы кредитной организации в целях организации эффективной системы внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Так, пунктом 2.2 этого раздела Рекомендаций предусмотрена разработка кредитной организацией программы идентификации и изучения своих клиентов, включающей в себя их анкетирование по форме согласно Приложению 1 к рекомендациям. Предлагаемая форма Анкеты, по нашему мнению, позволяет кредитной организации не только изучить своего клиента, но и структурировать необходимые сведения о клиенте и его деятельности. Вместе с тем, учитывая, что рекомендации не являются нормативным актом, требования которого обязательны к исполнению, при разработке правил внутреннего контроля по вопросам идентификации и изучения своих клиентов кредитная организация вправе использовать и иные формы и порядок документального фиксирования информации о клиенте и его операциях, разработанные ею самостоятельно в целях исполнения требований Федерального закона.
При этом в целях организации эффективной системы внутреннего контроля и выявления операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, кредитной организации, по нашему мнению, необходимо проводить идентификацию и изучение всех своих клиентов - как уже находящихся на обслуживании, так и тех, которые обратятся к ней с целью совершения той или иной операции.
Также следует учитывать, что в соответствии с положениями пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", вступающего в силу в начале января 2003 года, идентификации подлежат все лица, находящиеся на обслуживании в кредитной организации.
2.3. В случае, если клиент (физическое или юридическое лицо) имеет в кредитной организации несколько счетов, как и в каких документах для целей Федерального закона кредитная организация может отражать информацию о проводимых им операциях с денежными средствами или иным имуществом?
На основании абзацев второго и девятого пункта 2 статьи 7 Федерального закона правила внутреннего контроля кредитной организации должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации и разрабатываться с учетом Рекомендаций. В пункте 2.2 рекомендаций при разработке программы идентификации и изучения клиентов Банк России предлагает кредитной организации использовать анкетирование клиента - составление анкеты, указанной в Приложении 1 к рекомендациям и содержащей сведения о клиенте и совершаемых им операциях (в частности, дату открытия первого счета и сведения о проводимых им операциях по счету).
Вместе с тем кредитная организация при разработке программы идентификации и изучения своих клиентов самостоятельно определяет порядок, в соответствии с которым ею будет документально фиксироваться информация об осуществляемых по счетам клиента операциях (в разрезе всех его операций; только операций, подлежащих обязательному контролю; операций с учетом определенных принципов группировки либо в соответствии с Приложением 1 к рекомендациям). При этом в целях эффективной организации работы по реализации указанной программы осуществления внутреннего контроля и подробного изложения в Анкете информации о клиенте, по нашему мнению, было бы целесообразно, в частности, в части 1 Анкеты клиента (физического и юридического лица) наряду с датой открытия первого счета указать аналогичные сведения по остальным имеющимся у клиента в данной кредитной организации счетам, а в части 2 Анкеты физического лица (части 3 Анкеты юридического лица) - отразить информацию обо всех операциях, проводимых по этим счетам.
2.4. Какой срок целесообразно указывать в графе "Срок хранения Анкеты", принимая во внимание пункт 2.2.9 рекомендаций о периодичности обновления сведений, необходимых для идентификации и изучения клиентов?
В соответствии с пунктом 2.1.5 рекомендаций в рамках работы по осуществлению внутреннего контроля кредитная организация разрабатывает программу хранения информации и документов, полученных ею в связи с исполнением Федерального закона. Исходя из положений пункта 2.2.9 Рекомендаций при подготовке такой программы - в целях надлежащей организации внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов - кредитной организации необходимо учитывать, что документы и сведения, полученные ею в результате идентификации клиента, рекомендуется периодически обновлять (не реже одного раза в год в случаях, когда кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях).
В связи с этим очевидно, что при определении срока хранения Анкеты клиента, а также иных форм, используемых кредитной организацией для идентификации и изучения клиентов, кредитной организации целесообразно ориентироваться на срок обновления сведений об этом клиенте, установленный ею в правилах внутреннего контроля.
Одновременно следует обратить внимание на то, что документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона подлежат хранению не менее пяти лет.
2.5. Каким образом кредитная организация может определить, относится или нет операция клиента к категории операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, учитывая, что формулировки в Приложениях 2 и 3 к рекомендациям носят общий характер?
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона правила внутреннего контроля кредитной организации должны включать критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Аналогично программам осуществления внутреннего контроля разработка критериев выявления и признаков необычных сделок осуществляется кредитными организациями с учетом Рекомендаций.
В Приложениях 2 и 3 к рекомендациям приведены перечни критериев оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также критериев, которые свидетельствуют о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Приведенные перечни являются примерными и соответственно могут быть дополнены и изменены каждой кредитной организацией.
В связи с вышеизложенным, по мнению Департамента валютного регулирования и валютного контроля, кредитные организации на основании результатов идентификации клиента, а также иной имеющейся о нем информации (учредительных документов, документов, характеризующих его текущую хозяйственную деятельность, направления предыдущей деятельности, сведений о регулярности и своевременности представления им справок и другой запрашиваемой информации, уровня собственного риска, связанного с операциями этого клиента и т.п.) самостоятельно решают вопрос об отнесении той или иной операции клиента к операциям, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
2.6. Каким образом может быть организована работа по фиксированию и хранению информации, предусмотренной Федеральным законом, учитывая положения пунктов 2.5.1 и 2.5.2 рекомендаций?
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона порядок документального фиксирования необходимой информации должен быть включен в правила внутреннего контроля кредитной организации, разрабатываемые ею с учетом рекомендаций, а основания, при обнаружении которых кредитная организация обязана производить документальное фиксирование информации, перечислены в абзацах четвертом-восьмом пункта 2 указанной статьи Федерального закона.
При этом Департамент валютного регулирования и валютного контроля полагает, что фиксирование информации об операциях (сделках) клиента следует производить таким образом, чтобы в случае необходимости кредитная организация была в состоянии воспроизвести детали операции (сделки), в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте. Так, пунктом 2.2 рекомендаций при разработке программы идентификации и изучения клиентов кредитной организации предлагается использовать анкетирование клиента - составление документа, указанного в Приложении 1 к рекомендациям и содержащего сведения о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через кредитную организацию, и иные сведения.
Пунктом 2.6.1 Банк России рекомендует кредитным организациям наряду с копиями документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизитами, оригиналами или копиями документов по операциям (сделкам), а также сообщениями хранить иные документы, в том числе деловую переписку.
В целях реализации указанных положений кредитной организации в разрабатываемые правила внутреннего контроля и программы его осуществления, по нашему мнению, следует включить требование о необходимости максимально подробного изложения сотрудниками информации о клиентах и совершаемых ими операциях.
Кроме того, согласно пункту 2.5.2 рекомендаций фиксировать информацию и собирать документы для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, кредитным организациям предлагается таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессах (Гражданским процессуальным кодексом РСФСР - статья 49, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации - статья 64 и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации - статья 75 установлено, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда).
Учитывая изложенное, при фиксировании информации и сборе документов для целей внутреннего контроля кредитной организации необходимо следить за тем, чтобы клиентами были представлены необходимые обосновывающие документы, чтобы представленные документы были оформлены надлежащим образом, а предоставляемые ей в распоряжение копии документов были в установленном порядке заверены, а также чтобы полученные ею документы и сведения периодически обновлялись.
2.7. Возможно ли исполнение функций специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления (далее - ответственный сотрудник), руководителем (сотрудником) службы внутреннего контроля кредитной организации?
Правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, разрабатываемые и реализуемые ответственным сотрудником, являются неотъемлемой частью единой системы внутреннего контроля кредитной организации, мониторинг за процессом функционирования которой осуществляется службой внутреннего контроля. В соответствии с пунктом 3.8 рекомендаций указанному лицу не рекомендуется совмещать функции, предусмотренные подпунктом 3.7 рекомендаций, с функциями руководителя (сотрудника) службы внутреннего контроля.
Давая такую рекомендацию, Банк России исходил из следующего. В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения Банка России от 28.08.1997 N 509 "Об организации внутреннего контроля в банках" одной из целей создания системы внутреннего контроля является обеспечение соблюдения всеми сотрудниками кредитной организации (в том числе и ответственным сотрудником) при выполнении ими своих служебных обязанностей требований федерального законодательства (в том числе и Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем") и иных нормативных актов. В связи с этим рекомендациями на службу внутреннего контроля кредитной организации рекомендовано возложить, в частности, функцию осуществления контроля за соответствием деятельности кредитной организации, а также ее сотрудников (включая ответственного сотрудника) Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (подпункт 3.13 рекомендаций).
Следовательно, наделение руководителя (сотрудника) службы внутреннего контроля функциями ответственного сотрудника, по мнению Департамента валютного регулирования и валютного контроля, не позволит ему надлежащим образом осуществлять контроль за соблюдением сотрудниками кредитной организации требований Федерального закона.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что назначение ответственного лица на должности в службе внутреннего контроля ведет к нарушению пункта 4.3 Положения Банка России от 28.08.1997 N 509 "Об организации внутреннего контроля в банках", в соответствии с которым лица, назначенные на должности в службе внутреннего контроля, не вправе исполнять иные обязанности в банке.
<< Раздел 1 Раздел 1 |
||
Содержание Информационное письмо ЦБР от 29 ноября 2002 г. N 2 "Обобщение практики применения федерального закона "О противодействии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.