Ш-вы обратились в Верховный Суд РФ с требованием признать незаконным п.19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, сославшись на несоответствие его Конституции Российской Федерации, ст.2 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", а также Жилищному кодексу РСФСР и нарушение в связи с этим их жилищных прав.
Верховный Суд РФ 29 апреля 2002 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям.
В соответствии со ст.32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, кроме указанных в этой статье случаев оставления на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
Как установлено судом, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 был утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, согласно п.19 которого граждане, получившие компенсацию за утраченное жилье, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий.
По утверждению заявителей, предусмотренный Порядком размер компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости и на полученную сумму компенсации они не могут приобрести себе другое жилье, поэтому снятие их с очереди на улучшение жилищных условий в связи с получением ими компенсации противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает их права.
Утверждения заявителей материалами дела не опровергнуты.
В их опровержение не представлено каких-либо убедительных доказательств и представителями Правительства Российской Федерации.
Кроме того, содержание оспариваемого пункта Порядка также свидетельствует о его несоответствии требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.
Поэтому п.19 Порядка подлежит признанию недействующим.
Довод представителей Правительства Российской Федерации о том, что положения оспариваемого пункта Порядка, как они изложены, не имеют практического применения, не может быть принят во внимание, поскольку в этих положениях фактически установлены основания утраты права на занимаемое жилое помещение и снятия с очереди, не предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации.
В приведенной выше норме ЖК РСФСР дан исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получение компенсации за утраченное жилье в перечне не содержится, не предусмотрено оно ЖК РСФСР и в качестве основания для прекращения права пользования предоставленными указанным гражданам жилыми помещениями.
Получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить, по мнению суда, основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к п.1 ст.32 ЖК РСФСР только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм, в результате чего не было бы необходимости предоставлять жилое помещение.
Однако, как видно из объяснений представителей Правительства Российской Федерации, а также из содержания вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. по делу ГКПИ2000-1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Следовательно, названные граждане лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации.
В связи с этим не возникает и оснований для снятия их с учета на улучшение жилищных условий и прекращения права пользования предоставленными жилыми помещениями, как это предусматривается в оспариваемом пункте Порядка.
Верховный Суд РФ заявление Ш-вых удовлетворил: признал п.19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, незаконным и недействующим.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 27 июня 2002 г. решение оставила без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 г. "Пункт 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, признан незаконным и недействующим" (извлечение)
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, январь 2003 г., N 1 (в извлечениях)