Письмо Минкультуры РФ от 29 июля 2002 г. N 01-97/16-67
Согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ деятельность по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
В связи с неоднократными обращениями в Министерство культуры Российской Федерации по вопросу применения "Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 308) Минкультуры России направляет следующие разъяснения.
Как следует из ст.4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к лицензируемым видам относятся виды деятельности, осуществление которых, в частности, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.
Применительно к публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале данное положение означает обязанность лицензиата соблюдать права и интересы зрителей - потребителей данного вида услуги, а также интересы правообладателей на аудиовизуальные произведения, предназначенные для публичного показа.
При осуществлении данного вида деятельности лицензиат берет на себя:
- обязанность показывать фильмы с разрешения правообладателя и только после государственной регистрации фильмов, соблюдать установленные в процессе регистрации возрастные ограничения зрительской аудитории, заранее информировать зрителей о таких ограничениях, чтобы увиденное ими на экране не отразилось негативно на эмоциональном и психологическом состоянии граждан, прежде всего детей и подростков;
- обязанность показывать фильмы с соблюдением требований к качеству изображения и звука, установленных соответствующими отраслевыми стандартами, из чего следует
- обязанность обеспечить обслуживание кинопроекционного оборудования персоналом, имеющим опыт работы на таком оборудовании, подтвержденный квалификационным удостоверением.
Исходя из этого были сформулированы лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности, изложенные в п.3 Положения.
Положение разработано с учетом тенденции на ввод в эксплуатацию современных кинозалов как в результате строительства новых, так и переоборудования уже имеющихся кинозрелищных предприятий, превращение кинопоказа в один из престижных и прибыльных видов деятельности. Вместе с тем, это не означает, что за скобками лицензирования остаются сотни уже действующих кинозалов, в том числе и в сельской местности.
Главный признак, определяющий необходимость получения лицензиатом лицензии на право заниматься деятельностью по публичному показу аудиовизуальных произведений, - наличие кинозала, т.е. наличие специального помещения, отвечающего установленным нормам и требованиям (абзац второй п.1 Положения). Очевидно, что под это определение не попадают актовые залы школ, институтов, больниц и подобных учреждений, помещения кафе, баров, ресторанов и клубов, открытые площадки, на которых показ фильмов происходит на сезонной основе. Владельцам таких помещений (площадок) нет необходимости получать лицензию на публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале, что не исключает их обязанность соблюдать иные нормы и требования, установленные действующим законодательством (экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные и другие).
В п.3 Положения перечисляются лицензионные требования и условия, при обязательном соблюдении которых может осуществляться данный вид деятельности. Необходимость установления лицензионных требований и условий определена в статьях 2 и 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Тот факт, что лицензионные требования и условия, установленные в пп.а) и в) п.3 Положения, повторяют ряд пунктов Правил по киновидеообслуживанию населения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 N 1264 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859), не умаляет их важности и в то же время не налагает на лицензиата новых обязанностей. Тем самым лишь вновь подчеркнуто, что данные требования и условия - основные. В этой связи исключение их из текста Положения нецелесообразно.
Хотели бы подробнее остановиться на применении пп.в) п.3 Положения.
Порядок получения прокатных удостоверений на аудиовизуальные произведения, предназначенные для распространения на территории Российской Федерации, определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859).
Данное постановление не имеет обратной силы, т.е. фильмы, выпущенные в кинотеатральный прокат в установленном порядке до принятия данного постановления, не нуждаются в регистрации и получении прокатных удостоверений нового образца, поскольку были разрешены к прокату на основании действовавших ранее правил.
Таким образом, кинофильмы выпуска прошлых лет, поступавшие в установленном порядке в фильмофонды региональных прокатных организаций до 28.04.1993, могут демонстрироваться на экранах кинотеатров без прокатных удостоверений, если срок их проката не истек. В отношении отечественных фильмов срок кинотеатрального проката, как правило, не ограничивался.
Вместе с тем, копии зарубежных фильмов, сохранившиеся в фильмофондах, договорной срок проката которых истек, не могут демонстрироваться в кинотеатрах. Исключение составляют фильмы, перешедшие в общественное достояние в соответствии со ст.28 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".
Что касается требования пп.б) п.3 Положения, то оно относится к персоналу, непосредственно обслуживающему кинопроекционное и звуковоспроизводящее оборудование. Его квалификация может определяться как удостоверением об окончании соответствующего учебного заведения (курсов), так и квалификационным удостоверением, выдаваемым квалификационными комиссиями. Такие комиссии могут создаваться при территориальных органах управления кинематографией субъектов Российской Федерации по инициативе самих этих органов.
Требования к квалификации других специалистов, обслуживающих кинозал, не входят в лицензионные требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении данного вида деятельности. Администрация (владельцы) кинозалов вправе сама определять условия, необходимость и порядок проведения аттестации специалистов. Данный подход основывается на общей государственной концепции по максимальному сокращению бюрократических и административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, упрощению порядка получения лицензий.
Согласно п.6 Положения, лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также запросить у соискателя лицензии сведения, подтверждающие возможность их соблюдения. Согласно п.11 Положения, лицензирующий орган не реже одного раза в год осуществляет проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям.
Из вышеизложенного следует, что лицензирующий орган для осуществления своих функций не только имеет право, но и должен иметь перечень принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) или используемых им объектов.
Согласно п.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям является одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии. Данная норма полностью применима к лицензированию деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале.
|
А.А.Голутва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минкультуры РФ от 29 июля 2002 г. N 01-97/16-67
Текст письма официально опубликован не был