Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве направляет обзор применения действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за второе полугодие 2002 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам довело для использования в работе приказы МНС России от 06.08.02 N БГ-3-03/412 и от 17.09.02 N ВГ-3-03/491 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447" (доведено до ИМНС письмом от 03.10.02 N 24-14/46402).
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03 07.02 N БГ-3-03/338 утверждена форма деклараций по налогу на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 05.08.02 N 24-14/35418).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам приказом от 06.08.02 N БГ-3-03/416 утвердило изменения и дополнения к Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от 21.01.02 N БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость" (доведено до ИМНС письмом от 03.10.02 N 24-14/46401).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.02 N 575 внесены изменения и дополнения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 14.06.02 N АС-6-12/832 направило для руководства и использования в контрольной работе Методические указания по проверке организации работы налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 28.06.02 N 24-11/ 29780).
Также Министерством Российской Федерации по налогам и сборам даны следующие разъяснения по порядку применения действующего законодательства.
В целях применения статьи 143
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.11.02 N 03-2-06/6/2933/23-АМ966 сообщило, что согласно положениям статьи 143 НК РФ частные детективы, работающие по трудовому договору с детективными организациями (объединениями), плательщиками налога на добавленную стоимость не являются (доведено до ИМНС письмом от 29.11.02 N 24-14/58281).
В целях применения статьи 145
Приказом МНС РФ от 04.07.02 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утверждена форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 24.07.02 N 24-14/33817).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 30.09.02 N ВГ-6-03/1488@ разъяснило порядок применения формы уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в частности, при отказе от использования права на освобождение налогоплательщики могут представлять в налоговый орган уведомление в произвольной форме (доведено до ИМНС письмом от 14.10.02 N 24-14/48197).
В целях применения статьи 146
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 30.08.02 N 03-2-06/2174/24-АВ532 разъяснило, что услуги по отведению сточных вод и загрязняющих веществ через системы канализации населенных пунктов, оказываемые организациями, эксплуатирующими эти системы, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В связи с этим плата, взимаемая с абонентов на основании заключенных договоров на отведение сточных вод и загрязняющих веществ, в т.ч. за сверхлимитное водопотребление и водоотведение через системы канализации населенных пунктов, подлежит увеличению на сумму налога на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 04.10.02 N 24-14/48105).
По пункту 2:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство финансов Российской Федерации письмом от 02.08.02 N ВГ-6-02/1158, 18.07.02 N 3-01-01/12-210 разъяснили порядок налогообложения платы за услуги, оказываемые отдельными государственными органами исполнительной власти.
Так, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральный горный и промышленный надзор России, Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, их территориальные органы и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации не исчисляют и не уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость от стоимости работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в рамках возложенных на них функций, которые являются их исключительными полномочиями в определенной сфере деятельности, если обязанность выполнения указанных работ (услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Доходы от иных хозяйственных операций, осуществляемые вышеуказанными государственными органами исполнительной власти, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Также в данном письме разъяснен порядок перечисления средств при оплате услуг, оказываемых отдельными органами исполнительной власти.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 05.12.02 N 03-1-09/3089/17-АП481 разъяснило, что обязанности и исключительные полномочия по охране объектов, подлежащих государственной охране, на подразделение вневедомственной охраны не возложены. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.05.96 N 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности,
Следовательно, подразделения вневедомственной охраны МВД России не обладают исключительными полномочиями в отношении услуг по охране объектов, подлежащих государственной охране, и обязаны исчислять налог на добавленную стоимость от стоимости оказанных услуг и уплачивать его в установленном законом порядке.
В целях применения статьи 148
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 23.10.02 N 03-2-09/2719/22-АК136 сообщает, что согласно положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ лизинговые платежи по автотранспортным средствам, перечисляемые лизингодателю - иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах на территории Российской Федерации в качестве налогоплательщика, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 01.11.02 N 24-14/52490).
В целях применения статьи 149
По пункту 2:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.10.02 N 03-1-09/2791/19-АК-913 сообщило, что не подлежит налогообложению реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, перечисленной под кодовыми обозначениями, включенными в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.02 N 19, при наличии регистрационных удостоверений, выданных Минздравом России в установленном порядке (вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения).
Товары, перечисленные под кодовым обозначением 940000 "Медицинская техника" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и не включенные в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, подлежат налогообложению по ставке 20 процентов вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения.
К изделиям медицинского назначения, реализация которых облагается налогом по ставке 10 процентов, относятся импортные изделия медицинского назначения по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий, при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России (доведено до ИМНС письмом от 20.11.02 N 24-14/56355).
В соответствии с Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 16.09.02 N 675 внесло изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.01 N 132 "Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 28.11.02 N 23-2-11/10-1406-АО539 сообщило, что освобождение в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи, предоставляется налогоплательщику только в том случае, если услуги в рамках технической помощи реализованы им либо донору помощи, либо ее получателю.
В связи с внесением изменений в статью 149 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.09.02 N 661 внесло дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.01 N 251 "Об утверждении Перечня предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость".
Правительство Российской Федерации постановлением от 03.12.02 N 862 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.01 N 251" дополнило перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 30.08.02 N 03-2-06/2171/24-АВ534 сообщает, что руководствуясь пунктом 3 статьи 149 НК РФ доходы банка в виде процентов, а также в виде разового вознаграждения за выдачу кредита более определенной суммы, уплачиваемые клиентом в соответствии с кредитным договором, не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Также не облагаются налогом на добавленную стоимость операции по реализации слитков из драгоценных металлов одним уполномоченным банком (продавцом) другому уполномоченному банку (покупателю) с временным краткосрочным изъятием их для целей транспортировки из сертифицированного хранилища продавца при условии размещения проданных слитков в сертифицированном хранилище покупателя. Реализация банком слитков из драгоценных металлов с зачислением их на металлический счет покупателя (физического лица) также не облагается налогом на добавленную стоимость.
Однако в случае изъятия клиентом из хранилища банка указанных слитков возникает обязанность по уплате налога в том налоговом периоде, в котором они изымаются клиентом (доведено до ИМНС письмом от 17.09.02 N24-14/43091).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.10.02 N 03-2-06/2617/24-АИ090 сообщает, что на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ услуги банка, связанные с установкой и эксплуатацией системы "iBANK", включая представление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 25.10.02 N 24-14/50916).
Департамент финансов г.Москвы письмом от 03.10.02 N 08-02-06/208 довел перечень организаций - исполнителей городского заказа, выполняющих НИОКР и применяющих освобождение от налога на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 22.10.02 N 24-14/50108).
Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" изменен подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Внесенные изменения вступают в действие с 1 января 2003 года.
В целях применения статьи 164
Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" изменен подпункт 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Внесенные изменения вступают в действие с 1 января 2003 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 01.07.02 N 03-1-09/1688/19-Ч647 сообщило, что до внесения изменений в законодательные акты о средствах массовой информации и в Налоговый кодекс Российской Федерации налогообложение операций по реализации информационной продукции, передаваемой на магнитных носителях и электронной связью, должно осуществляться с применением налоговой ставки 20 процентов (доведено до ИМНС письмом от 15.07.02 N 24-14/32493).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.10.02 N 03-3-04/2793/32-АК908 сообщило, что с 1 июля 2002 года во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохранился существовавший до 1 июля 2001 года порядок взимания налога на добавленную стоимость, предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, которым было предусмотрено, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивалась к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 18 августа 2004 г. N 102-ФЗ статья 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ признана утратившей силу с 1 января 2005 г. В отношениях с Республикой Беларусь c 1 января 2005 г. применяется Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (г. Астана 15 сентября 2004 г.) (см. письмо Федеральной налоговой службы от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4@)
Вместе с тем Федеральный закон от 29.05.02 N 57-ФЗ установил, что с 1 июля 2002 года реализация товаров в Республику Беларусь, реализация с территории Республики Беларусь товаров, являющихся продуктом переработки товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки и ввезенных на территорию Российской Федерации, приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации.
При рассмотрении вопросов, связанных с обложением налогом на добавленную стоимость работ, услуг, реализуемых хозяйствующими субъектами России для хозяйствующих субъектов Белоруссии, целесообразно руководствоваться до 1 июля 2001 года нормами, предусмотренными в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, после 1 июля 2001 года - положениями статьи 148 НК РФ (доведено до ИМНС письмом от 18.11.02 N 24-14/55454).
В целях применения статьи 165
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам приказом от 15 10.02 N БГ-3-06/573 "Об усилении контроля за полнотой и качеством проведения мероприятий налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров" установило обязанность налоговых органов по предоставлению информации о результатах проведенных контрольных мероприятий по формам, приведенным в приложениях N 1 - 5 к настоящему приказу.
В целях применения статьи 167
Министерство Российской Федерации письмом от 31.10.02 N 03-2-09/2820/28-АЛ094 сообщило, что выбор метода определения налоговой базы при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, устанавливается согласно статье 167 НК РФ и не зависит от утвержденного в учетной политике метода учета доходов и расходов организации (доведено до ИМНС письмом от 18.11.02 N 24-14/55455).
В целях применения статьи 170
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 03.10.02 N 02-4-08/461-АЖ692 сообщило порядок отнесения на расходы сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных банками поставщикам основных средств, товаров, работ, услуг. Так, если учет налога на добавленную стоимость производится банком в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ, что отражено в учетной налоговой политике банка, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым работам или услугам, банк может относить на расходы в момент списания на расходы стоимости работ, услуг (доведено до ИМНС письмом от 22.10.02 N 24-14/50097).
В целях применения статьи 171
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 09.10.02 N 03-3-06/2548/32-А3374 разъяснило, что оснований для вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных российскими налогоплательщиками хозяйствующим субъектам Республики Казахстан при приобретении и ввозе на территорию Российской Федерации из Казахстана нестабильного газового конденсата после 1 июля 2001 года, не имеется (доведено до ИМНС письмом от 17.12.02 N 24-14/61638).
В целях применения статьи 175
Министерство Российской Федерации письмом от 04.11.02 N ВГ-6-03/1693@ разъяснило, что в связи с исключением статьи 175 из главы 21 Налогового кодекса РФ по организациям, уплачивавшим налог по местонахождению обособленных подразделений, налоговые органы после принятия отчетности за июнь 2002 года должны произвести закрытие лицевых счетов обособленных подразделений и передать сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации в порядке, утвержденном приказом МНС России от 05.08.02 N БГ-3-10/411 (доведено до ИМНС письмом от 18.11.02 N 24-14/55457).
В целях применения статьи 176
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 01.08.02 N БГ-6-05/1150@ разъяснило, что суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из федерального бюджета в соответствии со статьей 176 НК РФ, могут направляться на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате единого социального налога только в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций по этому налогу (доведено до ИМНС письмом от 16 08.02 N 24-14/37816).
Заместитель руководителя Управления |
А.Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 15 января 2003 г. N 24-14/2791 "О налоге на добавленную стоимость"
Текст письма опубликован в газете "Налоги", февраль 2003 г., N 7, в еженедельнике "Вестник московского бухгалтера" от 17-23 февраля 2003 г. N 7