Решение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2002 г. N ГКПИ02-1247
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 февраля 2003 г. N КАС03-37 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ - Романенкова Н.С.
при секретаре - Савченко Д.В.
с участием прокурора - Гончаровой Н.Ю.
Рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по заявлению Кириллова Михаила Борисовича о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 643 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783", установил:
Кириллов М.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 643 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783".
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Налоговому кодексу РФ и Правительство РФ не имело право его издавать, поскольку этим актом дополнено законодательство о налогах и сборах.
Заявитель Кириллов М.Б. о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Соловьева Г.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что постановление издано в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Соловьевой Г.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2002 г. N 643 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783, в соответствии с которыми пункт 10 Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации изложен в следующей редакции:
"10. В случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей вне зависимости от страны происхождения применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов:
а) в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 7 лет:
рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 куб. сантиметров включительно - в размере 0,85 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых превышает 2500 куб. сантиметров - в размере 1,4 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
б) в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет:
рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 куб. сантиметров включительно - в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых превышает 2500 куб. сантиметров - в размере 3 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
При отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления".
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Статьей 110 Таможенного кодекса РФ предусмотрена уплата таможенных платежей, в частности таможенной пошлины, при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрено взимание таможенных пошлин, являются несостоятельными.
Таможенные пошлины и таможенные сборы относятся к федеральным налогам и сборам.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если издан органом не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.
Как пояснил в суде представитель заинтересованного лица Соловьева Г.В., на основании ст. 109 Таможенного кодекса РФ Правительство РФ постановлением от 10 июля 1999 г. N 783 утвердило Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.
Статьей 109 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах своей компетенции. Льготный порядок может включать полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов, установление единых ставок таможенных пошлин и налогов и неприменение мер экономической политики.
Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере установления ставок ввозных таможенных пошлин определены также Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" понятие "единой ставки таможенных пошлин" означает, что данные ставки таможенных пошлин не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены дифференцированные единые ставки таможенных пошлин в отношении автомобилей в зависимости от момента их выпуска, что не противоречит действующему законодательству и не может рассматриваться как нарушение гражданских прав.
Учитывая, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству издано в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Кириллова М.Б. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Кириллова Михаила Борисовича о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 643 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2002 г. N ГКПИ02-1247
Текст решения размещен на сервере Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 февраля 2003 г. N КАС03-37 настоящее решение оставлено без изменения