Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 133-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юрчика Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 и пункта 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями для целей НК РФ понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Гражданин, имеющий лицензию на право осуществления частной охранной деятельности, посчитал, что названная норма необоснованно относит частных охранников к индивидуальным предпринимателям и возлагает на них соответствующие обязанности предпринимателей, в частности, связанные с налоговым контролем. В связи с этим гражданин обжаловал данное положение в Конституционный Суд РФ.

При рассмотрении комментируемого дела Конституционный Суд исходил из того, что оспариваемая норма п.2 ст.11 НК РФ не затрагивает конституционных прав заявителя, поскольку содержит лишь определение понятия, применяемого в налоговых правоотношениях.

В то же время, как на это указал в своей жалобе заявитель, согласно п.6 ст.83 НК РФ заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.

Как указал Конституционный Суд, при применении п.6 ст.83 НК РФ необходимо исходить из того, что согласно ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" осуществление охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для этого.

Из приведенной нормы, а также п.1 ст.227 НК РФ следует, что частные охранники не являются налогоплательщиками, которые занимаются частной практикой и осуществляют индивидуальную трудовую деятельность. Иначе говоря, они не несут обязанностей по самостоятельному исчислению и уплате налога на доходы физических лиц. В связи с этим частные охранники не обязаны и представлять налоговые декларации.

Следовательно, само получение лицензии не должно порождать у частных охранников обязанности по подаче заявления о постановке на учет в налоговых органах, поскольку иное не отвечает целям учета налогоплательщиков как формы налогового контроля.

Возложение на частных охранников, не осуществляющих частную охранную деятельность самостоятельно и на свой риск, а являющихся персоналом охранного предприятия, означало бы неоправданное обременение, которое не отвечает принципу соразмерности ограничений прав и свобод (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

Исходя из изложенного, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что сами по себе оспариваемые положения не нарушают конституционные права заявителя, в связи с чем в принятии жалобы к рассмотрению отказано.


Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 133-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юрчика Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 и пункта 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации"



Текст Определения размещен на сервере журнала "Российский налоговый курьер" в Internet (http://www.rnk.ru)