В целях реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), вступившего в силу согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 1 июля 2002 года, и изданного в его исполнение приказа Фонда от 31.12.2002 N 240 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России N 4175 от 03.02.2003, опубликован в "Российской газете" от 08.02.2003), Фонд направляет для использования в работе примерную форму Протокола об административном правонарушении (Приложение 1) и разъясняет:
1. В соответствии с п.5 ст.28.3. Кодекса на должностных лиц исполнительных органов Фонда возложена обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - протокол), предусмотренных ст.ст.15.3., 15.4., ч.1 ст.15.6., ч.1 ст.15.7, ст.15.8. Кодекса.
2. Перечень должностных лиц Фонда, уполномоченных составлять протоколы, определяется в соответствии с приказом Фонда от 31.12.2002 N 240.
3. Административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.2.4. Кодекса должностным лицом является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии со ст.15.3. Кодекса лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности по ст.ст.15.3..-15.8. не привлекаются.
4. Согласно ст.15.3. Кодекса нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в десятидневный срок со дня их государственной регистрации.
Согласно п.1.5. Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда от 04.12.2000 N 119 для регистрации в качестве страхователя юридическое лицо обязано подать заявление установленной формы в исполнительный орган Фонда по месту своего нахождения в десятидневный срок со дня государственной регистрации юридического лица.
Постановлением ФСС РФ от 28 июня 2004 г. N 56 постановление ФСС РФ от 4 декабря 2000 г. N 119 признано утратившим силу
См. Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденный постановлением ФСС РФ от 23 марта 2004 г. N 27
Таким образом, юридическое лицо считается своевременно исполнившим обязанность по регистрации в исполнительных органах Фонда, если в 10-дневный срок со дня государственной регистрации подаст заявление о регистрации в качестве страхователя в исполнительный орган Фонда с приложением копий имеющихся на момент подачи заявления документов, требуемых согласно п.2.4. названного Порядка.
Согласно ст.15.4. Кодекса нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", действие которой продлено на 2003 год ст.8 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", банки (иные кредитные организации) обязаны сообщать об открытии или о закрытии указанных счетов организациями в исполнительный орган Фонда по месту регистрации этих организаций в пятидневный срок со дня открытия или закрытия таких счетов.
Согласно п.1 ст.15.6. Кодекса непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с п.5 ст.243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, п.6.3. Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11, п.2 постановления Фонда от 29.10.2002 N 113 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)" расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) представляется страхователями ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Постановлением Фонда социального страхования РФ от 1 декабря 2003 г. N 130 постановление Фонда социального страхования РФ от 29 октября 2002 года N 113 признано утратившим силу
См. форму расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденную постановлением Фонда социального страхования РФ от 22 декабря 2004 г. N 111
Согласно п.1 ст.15.7. Кодекса открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного Фонда социального страхования Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", действие которой продлено на 2003 год ст.8 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", банки (иные кредитные организации) открывают расчетные (текущие) и иные счета при предъявлении организациями документов, подтверждающих их регистрацию в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда.
Документами, подтверждающими регистрацию организаций в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда в настоящее время являются "Страховое свидетельство" и "Уведомление о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения" (приложения NN 4, 5 к Порядку регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденному постановлением Фонда от 04.12.2000 N 119).
Согласно ст.15.8. Кодекса нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 12.02.2001 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", действие которой продлено на 2003 год, ст.8 Федерального закона от 08.02.2002 N 25-ФЗ, Фонд и его исполнительные органы взыскивают в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем направления в банк или иную кредитную организацию, в которой открыты счета страхователя, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счета страхователя - юридического лица и перечисление в соответствующий исполнительный орган Фонда необходимых денежных средств.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Федеральный закон N 25-ФЗ имеет дату "8 февраля 2003 г."
Взыскание недоимок и пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
Пунктом 6 ст.46 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
5. При наличии одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, а именно:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами исполнительных органов Фонда достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом исполнительного органа Фонда составляется протокол о соответствующем административном правонарушении с соблюдением требований ст.28.2. Кодекса, что является согласно п.п.2. п.4 ст.28.1. моментом возбуждения дела об административном правонарушении.
Факты, указывающие на совершение административного правонарушения, могут быть выявлены должностным лицом исполнительного органа Фонда как в ходе камеральной, так и в ходе выездной проверки деятельности страхователей.
6. Согласно ст.28.2. Кодекса при составлении протокола должностному лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом (в частности, ст.24.2. и главой 25 Кодекса), о чем делается запись в протоколе.
Данному должностному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и должностным лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Должностному лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по его просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
7. Согласно ст.28.5. Кодекса протокол должен быть составлен должностным лицом исполнительного органа Фонда немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
8. В соответствии со ст.23.1. Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3., 15.4., ч.1 ст.15.6., ч.1 ст.15.7, ст.15.8. Кодекса, уполномочены рассматривать только судьи (мировые судьи).
9. Исполнительный орган Фонда в соответствии со ст.ст.28.8, 29.5. Кодекса в течение суток с момента составления протокола должен направить его судье по месту совершения административного правонарушения вместе с материалами, подтверждающими факт совершения административного правонарушения.
В случае возвращения судьей протокола в связи с выявлением факта его составления и оформления материалов дела неправомочным лицом, неправильного составления протокола или оформления материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, указанные недостатки должны быть устранены в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи.
Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
10. Протокол направляется судье (мировому судье) сопроводительным письмом, в котором указывается:
- фамилия, имя, отчество судьи;
- номер протокола, место его составления и должностное лицо составившее протокол;
- сведения о должностном лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- статья Кодекса, в соответствии с которой должностное лицо привлекается к ответственности;
- перечень документов, направленных вместе с протоколом.
Сопроводительное письмо составляется должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и подписывается руководителем исполнительного органа Фонда или его заместителем.
11. Исполнительные органы Фонда должны вести учет составленных протоколов об административных правонарушениях.
Информация о ходе проведения работы по составлению протоколов об административных правонарушениях отражается в журнале по форме Приложения 2.
Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что привлечение должностных лиц страхователя к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не освобождает страхователя от ответственности за совершение соответствующих правонарушений, предусмотренной ст.8 Федерального закона от 11.02.2003 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 года#" и ст.ст.8, 19, 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".
|
Л.Н.Pay |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 13 февраля 2003 г. N 02-18/05-992 "О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 3 апреля 2003 г. N 7