Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29
Вопрос: 1. Организация в соответствии с производственной необходимостью организует обучение по подготовке и переподготовке кадров своих сотрудников. Обучение проводит образовательное учреждение, которое имеет только лицензию на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования (без государственной аккредитации).
В соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус (подпункт 1 пункта 3 статьи 264 Кодекса).
Необходимо ли для учета расходов учебных учреждений иметь и лицензию на ведение образовательной деятельности и государственную аккредитацию либо достаточно наличие одного из документов?
2. Пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Возможно, ли учитывать в качестве представительских расходов расходы в виде оплаты за аренду помещения, в котором организация проводит официальный прием?
Ответ: Министерство финансов Российской Федерации в связи с Вашим письмом от 10.02.03 N 02-5-09/5-Е126 сообщает следующее.
1. Статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.
Согласно пункту 6 статьи 33 Закона Российской Федерации от 17.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Если у организации такой лицензии нет, то она не может заниматься образовательной деятельностью, и соответственно, рассматриваться в качестве образовательного учреждения.
Государственной аккредитацией образовательного учреждения устанавливается государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) (п.6 ст.12 Закона).
Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования (п.16 ст.33 Закона).
В связи с изложенным, для включения расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с образовательными учреждениями в состав прочих расходов имеет значение статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация.
2. Согласно пункту 2 статьи 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы: на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, и официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно; буфетное обслуживание во время переговоров; оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
По нашему мнению, данный перечень является закрытым и оплата аренды помещения, в котором организация проводит официальный прием, не может быть отнесена к представительским расходам.
Просим направить в Минфин России копию разъяснения, сообщенного налогоплательщику по поставленным вопросам.
Руководитель Департамента |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29
Текст письма официально опубликован не был