Решение Верховного Суда РФ
от 14 ноября 2002 г. N ВКПИ 2002-77
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 октября 2003 г. N ВКПИ 02-77 настоящее решение отменено
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда
Российской Федерации Коронца А.Н.;
при секретаре - Аистовой Н.В.;
с участием: старшего военного прокурора
Управления Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Осипова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Рудина А.Ю. о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 установила:
Рудин обратился в Верховный Суд с требованием о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.
В жалобе указывается, что в результате применения обжалуемого положения Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации нарушаются его жилищные права, что выразилось в перенесении очередности заявителя на улучшение жилищных условий на более поздние сроки.
Заявитель Рудин А.Ю. и его представитель Ващук С.Р. в судебном заседании свои требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Министерства обороны РФ Максимов И.Н. требования заявителя не признал, считая, что оспариваемый абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженные Силах Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80 не противоречит действующему законодательству.
Заслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Министерства обороны РФ, исследовав представленные доказательства и выслушав заключение прокурора, считавшего необходимым жалобу заявителя удовлетворить в полном объеме, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба Рудина А.Ю. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий.
Таким образом, под правом на жилище российское законодательство понимает не только необходимое жизненное благо и невозможность его произвольного лишения, но и гарантированные государством права граждан на неукоснительное соблюдение в отношении них единых оснований, условий и порядка обеспечения жильем.
В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР и п. 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление им жилых помещений осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР и п. 26 названной Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на улучшение жилищных условий.
Из изложенного следует, что учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в воинских частях, в которых они проходят военную службу, исходя из времени включения их в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, конкретной воинской части. Какого-либо иного порядка учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Не содержит иного порядка учета и нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации - Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве, утвержденное Постановлением Правительства г. Москвы "О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве" от 13 мая 1997 года N 356.
При таких данных следует признать не соответствующим действующему законодательству включение военнослужащих, переведенных из одной воинской части в другую, дислоцированную в одном гарнизоне, в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия их на учет по прежнему месту военной службы в этом гарнизоне.
Более того, оспариваемая Рудиным норма со всей очевидностью нарушает законные права и интересы военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинской части, в которую в пределах одного гарнизона переводятся военнослужащие, принятые на соответствующий учет в другой воинской части.
В результате применения абзаца 2 пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинской части, в которую направляются военнослужащие из других воинских частей одного гарнизона, переносится очередность на получение жилищных условий.
Вместе с тем, ст. 34 ЖК РСФСР содержит исчерпывающие основания для перенесения очередности на получение жилых помещений и не предусматривает возможности наступления названных последствий для граждан (военнослужащих), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), в случае поступления в эту же организацию (воинскую часть) гражданина, направленного в установленном порядке к указанному месту работы (службы) в пределах одного населенного пункта (гарнизона).
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
жалобу Рудина Александра Юрьевича удовлетворить.
Признать незаконным (недействующим) с момента опубликования абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
А.Коронец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2002 г. N ВКПИ 2002-77
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 октября 2003 г. N ВКПИ 02-77 настоящее решение отменено