Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, С.М.Казанцева, В.О.Лучина, Н.Б.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С.Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Благовещенского городского суда Амурской области, установил:
1. В производстве Благовещенского городского суда Амурской области находится дело по жалобе гражданки Л.В.Нелюбиной - адвоката Тамбовской юридической консультации на действия управляющего Амурским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, отказавшего ей в оплате листков нетрудоспособности на том основании, что она как адвокат в соответствии с пунктом 1 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации не исчисляет и не уплачивает единый социальный налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования, а потому с 1 января 2001 года не имеет права на получение пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет средств Фонда. Благовещенский городской суд Амурской области, придя к выводу о том, что подлежащие применению при разрешении данного дела пункт 4 статьи 241 и пункт 1 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
Заявитель считает, что оспариваемые нормы, исключив адвокатов из числа плательщиков единого социального налога в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, лишили их тем самым конституционного права на социальное обеспечение в случае болезни, а потому не соответствуют статьям 39 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
2. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя право на социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов такого обеспечения и не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - в силу статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации эти вопросы решаются законодателем.
В настоящее время пособия по временной нетрудоспособности предоставляются по системе обязательного социального страхования и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а право на их получение имеют лица, на которых распространяется государственное социальное страхование (обязательное социальное страхование) (пункты 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 с последующими изменениями и дополнениями; пункты 2 и 6 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию").
Федеральным законом от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что обязательное социальное страхование направлено на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (части вторая и третья статьи 1).
Названный Федеральный закон предоставляет право на обеспечение по обязательному социальному страхованию самозанятым гражданам, в том числе адвокатам, при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть четвертая статьи 1, абзац четвертый пункта 2 статьи 6, подпункт 5 пункта 1 статьи 9 и подпункт 7 пункта 1 статьи 11). Уплата страховых взносов выступает, таким образом, необходимым условием приобретения данного права этой категорией граждан (правообразующим юридическим фактом), что предполагает регламентацию законодателем механизма его реализации применительно к конкретным видам обязательного социального страхования (определение тарифов страховых взносов, порядка их уплаты, размеров гарантируемых страховых выплат и т.д.).
Поскольку адвокаты, как самозанятые граждане осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, законодатель - с учетом названных особенностей правового статуса этих лиц - не возлагает на государство обязанность уплачивать за них суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование. Освобождение же их от уплаты страховых взносов и одновременно предоставление обеспечения по обязательному социальному страхованию, в данном случае - пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, означало бы переложение бремени участия в образовании средств этого Фонда на другие категории граждан, что противоречило бы конституционному принципу справедливости, а также требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой вывод вытекает, в частности, из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации при проверке соответствия Конституции Российской Федерации законоположений, предусматривающих обязательную уплату индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатами страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и 1998 годы).
3. В соответствии со статьей 234 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками единого социального налога, предназначенного для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. При этом оспариваемое положение пункта 1 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что адвокаты не исчисляют и не уплачивают указанный налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
До вступления в силу главы 24 (Единый социальный налог) части второй Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. до 1 января 2001 года, адвокаты наравне с гражданами, работающими по трудовому договору, подлежали государственному социальному страхованию; назначение и выплата им пособий по временной нетрудоспособности производилась на общих основаниях, а взносы на государственное социальное страхование адвокатов уплачивались коллегиями адвокатов (статьи 20 и 29 Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 года).
Исключив адвокатов из числа плательщиков единого социального налога в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, законодатель - исходя из принципа всеобщности конституционного права на социальное обеспечение и ответственности государства за соблюдение и защиту данного права - был обязан одновременно установить для этой категории граждан иное правовое регулирование, с тем чтобы освобождение адвокатов от обязанности уплачивать взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не приводило к лишению возможности пользоваться государственными гарантиями социальной защиты при наступлении временной нетрудоспособности, предоставляемыми по системе обязательного социального страхования. Однако такое регулирование своевременно осуществлено не было, при том что Федеральным законом от 31 мая 2002 года "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации, гарантируется каждому адвокату (пункт 4 статьи 3).
Этот пробел был восполнен в Федеральном законе от 31 декабря 2002 года "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", который вступил в силу с 1 января 2003 года. Согласно части третьей его статьи 3 адвокаты вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу 3,5 процента налоговой базы (определяемой для них в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) и в порядке, установленном частью четвертой той же статьи.
4. Таким образом, в настоящее время адвокаты самостоятельно решают вопрос о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях временной нетрудоспособности, и, следовательно, оспариваемые положения Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие их конституционное право на социальное обеспечение при наступлении указанного социального риска.
Вместе с тем в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" отсутствуют нормы, которые устанавливали бы порядок и условия обеспечения адвокатов пособиями по временной нетрудоспособности в переходный к новому регулированию период (с 1 января 2001 года по 1 января 2003 года), а потому право на получение соответствующих выплат по системе обязательного социального страхования в случае временной нетрудоспособности, наступившей в течение указанного периода, не может быть ими реализовано. Разрешение этого вопроса составляет исключительную компетенцию законодателя, который вправе как предусмотреть особые компенсационные механизмы для такого рода переходных ситуаций, так и исходить из существующего, основанного на Конституции Российской Федерации порядка восстановления нарушенных прав.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Благовещенского городского суда Амурской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение признается допустимым, и поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В.Баглай |
Судья-секретарь |
Ю.М.Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 241 НК РФ адвокаты не уплачивают единый социальны налог в Фонд социального страхования РФ. В связи с этим данный Фонд отказал адвокату оплатить листки нетрудоспособности. Районный суд, куда обратился за защитой своих прав адвокат, посчитал указанную норму НК РФ неконституционной, и обратился с запросом в Конституционный Суд РФ.
В ходе рассмотрения комментируемого дела, исходя из анализа отдельных положений Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Конституционный Суд пришел к выводу о том, что необходимым условием осуществления права на социальное страхование выступает осуществление соответствующих выплат в Фонд социального страхования.
В то же время, поскольку адвокаты осуществляют свою деятельность на свой страх и риск, то государство не должно брать на себя обязанность по уплате соответствующих взносов за адвокатов. Между тем оспариваемая норма НК РФ не предусматривает отчисление части ЕСН, уплачиваемого адвокатами, в Фонд социального страхования.
В связи с этим законодатель в целях обеспечения реализации права адвокатов на социальное страхование обязан был предусмотреть альтернативный правовой механизм для данной категории граждан.
Эта обязанность была исполнена законодателем только с принятием Федерального закона от 31.12.2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Данный Закон предусмотрел возможность добровольной уплаты адвокатами за себя страховых взносов в Фонд социального страхования.
Следовательно, нельзя признать, что оспариваемый п.4 ст.241 НК РФ исключает право адвокатов на социальное страхование. В то же время Федеральный закон от 31.12.2002 г. N 190-ФЗ не предусмотрел специального правового регулирования относительно реализации адвокатами права на социальное страхование в переходный период. Тем не менее, решение данного вопроса входит в исключительную компетенцию законодателя, а не Конституционного Суда РФ.
Учитывая то, что разрешение поставленного вопроса не относится к подведомственности Конституционного Суда, последний отказал в принятии запроса районного суда.
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2003 г. N 70-О "По запросу Благовещенского городского суда Амурской области о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 241 и пункта 1 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был