Решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. N ГКПИ03-13
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д.
при секретаре - Чумариной Ю.В.
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Авдеева О.Г., Абрамова П.А., Беленкова Е.А. и других (всего 87 человек) о признании незаконными пункта 55 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200, а также параграфа 5 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 года N 176 (в редакции приказа от 12 июня 1990 г. N 63), установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые положения указанных Правил, в части необходимости согласования индивидуальными предпринимателями расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах с органами местного самоуправления, противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права предпринимателей на осуществление предусмотренной соответствующей лицензией деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В судебном заседании представитель заявителей Еремин В.А. предъявленное требование поддержал, но при этом уточнил его и просил признать незаконными только абзац 1 пункта 55 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" и абзац 1 параграфа 5 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР".
Представители Министерства транспорта РФ Дианова Я.А. и Беляева Е.Н. с заявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые положения названных выше Правил требованиям приведенных в заявлении федеральных законов и правовых актов не противоречат и прав заявителей не нарушают, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров не регламентируют.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей Министерства транспорта РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
Как установлено судом, приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 были утверждены "Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", согласно абз. 1 пункта 55 которых расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются, по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).
Приказом того же Министерства от 24 декабря 1987 года N 176 (в редакции приказа от 12 июня 1990 г. N 63) были утверждены также "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", в абз. 1 параграфа 5 которых указано, что расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются автотранспортными предприятиями по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
По утверждению представителей Министерства транспорта РФ, указанные положения Правил Гражданскому кодексу РФ, федеральным законам "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О безопасности дорожного движения" и другим не противоречат.
Оспариваемые правовые акты приняты Министерством автомобильного транспорта РСФСР в пределах своих полномочий и охраняемых законом прав заявителей, как и других субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров, не нарушают.
Полагают, что условия перевозки пассажиров отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по перевозке определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
Оспариваемыми положениями Правил в целях более правильной организации движения автомобильного транспорта и обеспечения перевозки пассажиров правомерно предусмотрено согласование автотранспортными предприятиями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров, с органами местного самоуправления расписания движения автобусов и таксомоторов.
Эти утверждения представителей Минтранса России материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самими заявителями.
Анализ содержания оспариваемых положений Правил также свидетельствует о их соответствии требованиям действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 13 ГК РФ оснований для признания оспариваемых положений Правил незаконными не имеется.
Довод заявителей о несоответствии этих положений Правил требованиям Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не может быть признан обоснованным, поскольку нормы указанных законов, на которые ссылаются заявители, непосредственно рассматриваемый вопрос не регулируют.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителей о том, что оспариваемыми положениями Правил о необходимости согласования расписания движения автобусов и таксомоторов с органами местного самоуправления нарушаются их права на осуществление предусмотренной лицензией деятельности по перевозке пассажиров, так как эти положения Правил касаются лишь автотранспортных предприятий и транспортных управлений, к которым заявители не относятся, и, следовательно, действие данных положений на них - как индивидуальных предпринимателей - не распространяется.
Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании и представители Минтранса России, которые при этом также пояснили, что в настоящее время ведется работа по подготовке проекта Федерального закона "Устав автомобильного транспорта РФ", ст. 7 которого предусматривает, что правила перевозок пассажиров и багажа утверждаются в порядке, определяемом только Правительством РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заявители, в случае необоснованного применения к ним указанных положений Правил, не лишены возможности обратиться за защитой нарушенного права в установленном порядке в соответствующий суд.
Сам же по себе факт необоснованного применения к заявителям данных положений Правил не может служить основанием к признанию их незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Авдеева О.Г., Абрамова П.А., Беленкова Е.А. и других о признании незаконными (недействующими) пункта 55 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200, а также параграфа 5 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 года N 176 (в редакции приказа от 12 июня 1990 года N 63), в указанной заявителями части оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. N ГКПИ03-13
Текст решения официально опубликован не был