В связи с тем, что согласно статье 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разъясняет следующее.
1. В сответствии со статьей 28 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ в целях настоящего Федерального закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
1.1. Статьей 10 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" статья 28 Федерального закона N 167-ФЗ дополнена пунктом 5, в соответствии с которыми страхователи - адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
Таким образом, уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии адвокатами осуществляется самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
1.2. В соответствии с пунктом 2 статьи II Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.08.2002 N 89п (зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2002 N 3971), определено, что главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются страхователями и обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в 30-дневный срок с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по месту его нахождения.
Постановлением Правления ПФР от 22 июля 2004 г. N 98п постановление Правления ПФРот 16 августа 2002 г. N 89п признано утратившим силу
См. Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, утвержденный вышеназванным постановлением
Положениями статьи 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой ГК РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
С введением в действие ГК РФ крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус, то есть либо согласно статье 23 ГК РФ зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, либо согласно статье 259 ГК РФ в установленном порядке преобразоваться в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, которые являются юридическими лицами.
Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность с правами юридического лица, и хозяйства без образования юридического лица), главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.
2. При осуществлении контроля налоговыми органами за уплатой страховых взносов в виде фиксированного платежа учитывается следующее.
Действующим законодательством не установлены:
- для индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность представлять по итогам отчетных периодов - расчеты, по итогам налогового периода - декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа;
- для налоговых органов обязанность по исчислению суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа, направлению налоговых уведомлений на уплату авансовых платежей по страховым взносам в виде фиксированного платежа страхователям;
- применительно к страховому взносу в виде фиксированного платежа сроки уплаты в течение расчетного года, определенные конкретной датой;
- требования к адвокатам и членам крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, об их регистрации в качестве предпринимателей. Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указанные категории налогоплательщиков - физических лиц не приравнены для целей ГК РФ к индивидуальным предпринимателям. Статья 83 НК РФ не содержит нормы, обязывающей адвокатов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме являющегося индивидуальным предпринимателем главы этого хозяйства, встать на учет в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей.
Учитывая вышеизложенное, у налоговых органов отсутствуют основания (помимо изложенных в письме МНС России от 17.06.2002 N СА-6-05/839@) для:
- начисления пеней при уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа;
- проверки своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и определения сумм, подлежащих начислению и уплате.
3. В целях реализации контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа налоговые органы проводят работу в соответствии с положениями Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.02.2002 N БГ-15-05/65, N МЗ-16-25/1043.
См. Соглашение по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации (2 декабря 2003 г.)
Действительный государственный советник |
С.Х.Аминев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 30 апреля 2003 г. N СА-6-05/510@ "О контроле уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа"
Текст письма официально опубликован не был