Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 1998 г. N 4118/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 15.09.97, постановление апелляционной инстанции от 25.11.97 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А-59-4725/97-С/З и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.02.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Прокурор Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о признании недействительным пункта 1 постановления Сахалинской областной Думы от 23.06.97 N 10/205-2 "О письме председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Сахалинской области".
Решением от 15.09.97 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.11.97 решение оставлено без изменений.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 04.02.98 оставил названные выше решение и постановление без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается все названные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Арбитражный суд обоснованно принял к производству исковое заявление прокурора, поскольку спор носит экономический характер, он возник из гражданских правоотношений о признании частично недействительным постановления ненормативного характера и нарушающего права и законные интересы граждан.
Как следует из материалов дела. Сахалинская областная Дума 23.06.97 приняла постановление N 10/205-2, пунктом 1 которого комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Сахалинской области разрешено произвести оплату счетов, связанных с его функциональной деятельностью, на общую сумму 308,4 млн. рублей со счета Сахалинского областного внебюджетного экологического фонда.
Названный фонд был создан Сахалинской областной Думой в ноябре 1994 года для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач Сахалинской области.
Согласно пункту 2.1 Положения о Сахалинском областном внебюджетном экологическом фонде (утверждено постановлением Сахалинской областной Думы от 11.11.94 N 7/59) фонд образуется за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:
- платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения (вредного воздействия);
- сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;
- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
- средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от использования средств фонда в деятельности юридических лиц;
- иных средств, которые должны поступать в фонд в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, на воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.
Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.
В данной норме отсутствует запись о возможном использовании средств этого фонда на расходы, возникающие от функциональной деятельности органов по охране окружающей природной среды.
То, что средства внебюджетных фондов изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением, установлено и статьей 22 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".
Таким образом, оспариваемый пункт постановления не соответствует закону, и у суда не имелось оснований для отказа в иске о признании постановления частично недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 15.09.97, постановление апелляционной инстанции от 25.11.97 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А-59-4725/97-С/З и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.02.98 по тому же делу отменить.
Признать недействительным пункт 1 постановления Сахалинской областной Думы от 23.06.97 N 10/205-2 "О письме председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Сахалинской области".
Председатель |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 1998 г. N 4118/98
Текст постановления официально опубликован не был