Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. N 4268/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.97 по делу N А60-553/97-С2.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Богдановичское открытое акционерное общество по производству огнеупорных материалов обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к государственному образовательному учреждению "Образовательная средняя школа-интернат N 9" (далее школа-интернат), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерству путей сообщения Российской Федерации о взыскании задолженности за тепловую энергию и канализационные услуги.
Решением от 27.05.97 исковые требования удовлетворены.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в связи с неполным исследованием обстоятельств и материалов дела.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Богдановичское открытое акционерное общество по производству огнеупорных материалов и ГОУ "Образовательная средняя школа-интернат N 9" заключили договор от 15.04.94 N 20 на поставку тепловой энергии и очистку сточных вод, в соответствии с пунктом 8 которого он ежегодно продлевался.
С июля 1995 года по апрель 1996 года школа-интернат не производила оплаты предоставленных услуг, вследствие чего у нее образовалась задолженность. Размер задолженности сторонами не оспаривается.
Сделав вывод о том, что школа-интернат является государственным общеобразовательным учреждением и установив, что средств на оплату коммунальных услуг из федерального бюджета ей не выделялось, арбитражный суд удовлетворил иск и в соответствии со статьей 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил субсидиарную ответственность на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, куда был направлен исполнительный лист.
Из устава государственного образовательного учреждения "Образовательная средняя школа-интернат N 9" видно, что оно вправе заниматься предпринимательской деятельностью: оказывать дополнительные платные услуги, сдавать в аренду спортивный зал, гараж, выступать посредником между фирмами и др. Следовательно, у школы могли быть денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, которые она могла направить на погашение задолженности в случае отсутствия бюджетного финансирования или его недостаточности.
В связи с изложенным суду надлежало установить наличие или отсутствие таких средств у школы-интерната, после чего решать вопрос о привлечении собственника к субсидиарной ответственности.
Кроме того, при принятии решения судом оставлены без внимания и оценки доводы Министерства финансов Российской Федерации, изложенные им в отзыве от 22.05.97 N 19-17/500, в котором указано, что Минфин России не финансирует отдельные образовательные учреждения, а выделенные на эти цели бюджетные средства распределяются главным их распорядителем - Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, которое к участию в деле привлечено не было.
Министерство финансов Российской Федерации также сообщает, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.08.97 N 880 "Об установлении порядка расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год" проводились расчеты в особом порядке по погашению задолженности учреждений образования, в том числе и учреждений, входящих в систему Министерства путей сообщения Российской Федерации по оплате коммунальных услуг. Этот довод также не проверен судом.
Без анализа и исследования названных обстоятельств нельзя сделать однозначный вывод о невозможности школой-интернатом самостоятельно полностью или частично погасить задолженность и о правомерности привлечения Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к субсидиарной ответственности.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 27.05.97 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-553/97-С2 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
И.о. Председателя |
М.К.Юков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. N 4268/98
Текст постановления официально опубликован не был