Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 16 июня 2003 г. N 04-04-06/111
Вопрос: ОАО является крупным нефтехимическим комплексом России, где работают более 20 тысяч человек. Предприятие ежегодно строит для очередников 20 - 30 тыс. кв. метров жилья. До сих пор квартиры распределялись на бесплатной основе, на условиях найма, путем передачи квартир в коммунальную собственность и выдачи ордеров установленного образца.
В настоящее время на предприятии разрабатывается положение об ипотечном кредитовании жилищного строительства. Правление акционерного общества определяет возможные размеры предоставляемых субсидий для очередников.
Как известно, действующее постановление Правительства РФ N 937 от 3.08.1996 года считает возможным выделение безвозмездных субсидий, не облагаемых налогом, в сумме, определяемой в соответствии с прилагаемой таблицей.
В том же постановлении сказано, что предприятия, предоставляющие субсидию за счет собственных средств, могут выделить субсидии на 20% больше или меньше сумм определяемых по таблице.
В связи с этим просим Вас ответить на вопросы:
Если предприятие выделит своему работнику-очереднику субсидию на 20% больше суммы определяемой по таблице, будет ли она облагаться налогом?
Ранее Вы нам ответили, что субсидии следует считать компенсационными выплатами, и налогообложению не подлежат. А дополнительные 20% тоже можно считать субсидией и компенсационными выплатами?
Просим по возможности дать коллективу ответ, т.к. не можем разработать положение о выделении субсидии участникам ипотечного кредитования и определить размеры возможных налогообложений.
Заранее благодарны.
Ответ: На Ваше письмо Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.
Порядок и размеры предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 (в ред. от 7 июня 2001 г. N 449) "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья".
Пунктом 1 положения, определенным данным постановлением, установлено, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.
Пунктом 7 положения определены размеры предоставляемой субсидии гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В частности, размер предоставляемой субсидии за счет средств организаций составляет от 5 до 70 процентов средней рыночной стоимости (на момент выдачи свидетельства) строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.
Что касается возможности увеличения либо уменьшения размера субсидии (в диапазоне плюс-минус 20 процентов стоимости строительства или приобретения жилья), определенных пунктом 8 положения, то по нашему мнению, данная норма может применена в отношении субсидии, предоставляемой для граждан, выезжающих или выехавших не ранее 1 января 1992 г. из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (указанных в подпункте "д" пункта 7 положения).
Таким образом, в случае, если организация выделила своему работнику-очереднику субсидию в размере, превышающем 70 процентов средней рыночной стоимости жилья, то сумма превышения будет включаться в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
Заместитель руководителя Департамента |
А.И.Косолапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 16 июня 2003 г. N 04-04-06/111
Текст письма официально опубликован не был