Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Бухгалтерский учет и отчетность
Тема 1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета.
Нормативная база.
Управление: сущность и функции. Учет и контроль как функции управления.
Бухгалтерский учет и его цели. Бухгалтерский учет как инструмент сплошного, непрерывного, документально обоснованного и взаимосвязанного отражения и контроля хозяйственных операций. Информационная и контрольная функции бухгалтерского учета.
Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации, специфика их потребностей в бухгалтерской информации.
Базовые принципы бухгалтерского учета (допущения и требования).
Допущения бухгалтерского учета: имущественная обособленность; непрерывность деятельности организации; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления).
Требования бухгалтерского учета: полнота учета; своевременность; осмотрительность; приоритет содержания над формой; непротиворечивость; рациональность.
Финансовый бухгалтерский учет, его цели и задачи, область применения.
Управленческий бухгалтерский учет, его цели и задачи, область применения.
Различия в построении и содержании финансового и управленческого учета, в нормативном регулировании их организации и методологии. Формирование управленческим учетом конфиденциальной и оперативной информации для внутреннего управления организацией. Реализация контрольной функции бухгалтерского учета.
Тема 2. Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне.
Необходимость и предпосылки гармонизации и международной стандартизации бухгалтерского учета.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Национальные бухгалтерские стандарты. Сравнение российских положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и МСФО, их общность и различия.
Мероприятия по подготовке экономики к поэтапному переходу на МСФО.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - International Accounting Committee (IASC) и его роль в гармонизации и регулировании бухгалтерского учета на международном уровне.
Тема 3. Реформирование бухгалтерского учета в России.
Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета.
Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации и ее роль.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Общие положения концепции: цель и основы организации бухгалтерского учета; содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете; состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей; критерии признания и оценка активов, обязательств, доходов и расходов.
Программа реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и ее основные направления: обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; формирование системы положений учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении современной модели бухгалтерского учета; развитие бухгалтерской профессии и формирование системы подготовки бухгалтерских кадров; расширение профессионального международного сотрудничества.
Тема 4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете": общие положения; основные требования к ведению бухгалтерского учета; бухгалтерская отчетность.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: общие положения; основные правила ведения бухгалтерского учета; основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности; порядок представления бухгалтерской отчетности; основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Их назначение и структура.
План счетов бухгалтерского учета.
Методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы.
Внутрипроизводственная нормативная документация.
Тема 5. Учет вложений во внеоборотные активы.
Нормативная база.
Понятие, виды и оценка вложений во внеоборотные активы. Источники финансирования вложений во внеоборотные активы.
Общие принципы учета вложений во внеоборотные активы.
Учет операций по приобретению земельных участков и объектов природопользования.
Учет строительства объектов основных средств. Способы производства строительных работ организацией: подрядный способ, хозяйственный способ. Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования при подрядном и хозяйственном способах их производства.
Определение первоначальной стоимости законченных строительных объектов.
Учет приобретения объектов основных средств. Особенности учета оборудования к установке*.
Учет приобретения и создания нематериальных активов*.
Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности.
Тема 6. Учет основных средств.
Нормативная база.
Понятие, классификация и оценка основных средств.
Условия принятия основных средств к бухгалтерскому учету.
Документальное оформление и учет поступления основных средств. Определение их первоначальной стоимости в зависимости от способа поступления.
Особенности учета безвозмездно поступивших основных средств.
Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизационных отчислений. Выбор срока полезного использования объекта основных средств. Учет амортизационных отчислений. Особенности отражения в учете амортизации и движения средств труда ниже стоимостного лимита, установленного для включения в состав основных средств.
Учет затрат на ремонт основных средств.
Документальное оформление и учет выбытия основных средств и его финансовых результатов.
Учет аренды основных средств.
Учет доходных вложений в основные средства: учет лизинговых операций.
Переоценка основных средств и учет ее результатов.
Аналитический учет основных средств и его связь с синтетическим учетом.
Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.
Порядок учета налога на добавленную стоимость (НДС) при осуществлении хозяйственных операций с основными средствами.
Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.
Тема 7. Учет нематериальных активов.
Нормативная база.
Понятие, классификация и оценка нематериальных активов.
Условия принятия нематериальных активов к бухгалтерскому учету.
Документальное оформление, определение первоначальной стоимости и учет конкретных вариантов поступления нематериальных активов. Особенности учета безвозмездно поступивших нематериальных активов.
Учет амортизации нематериальных активов и методы ее начисления. Определение срока полезного использования нематериальных активов.
Документальное оформление и учет выбытия нематериальных активов и его финансовых результатов.
Аналитический учет нематериальных активов и его связь с синтетическим учетом.
Порядок учета хозяйственных операций при предоставлении права пользования нематериальными активами у организаций правообладателей и правопользователей.
Особенности учета деловой репутации.
Инвентаризация нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.
Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.
Тема 8. Учет материалов.
Нормативная база.
Понятие, классификация и оценка материалов.
Документальное оформление и учет приобретения, заготовления и прочего поступления материалов. Бухгалтерский контроль за своевременным и полным оприходованием материалов на складах.
Документальное оформление и учет поступления материалов по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).
Учет поступления материалов с использованием учетных цен.
Особенности учета безвозмездно поступивших материалов.
Расходы по заготовлению, порядок их учета и распределения.
Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок.
Документальное оформление и контроль отпуска и использования материалов в производстве.
Учет отпуска материалов в производство и их оценка по методу средней стоимости, ФИФО, ЛИФО, себестоимости каждой единицы запасов.
Учет продажи и прочего выбытия материалов.
Особенности учета отдельных групп материально-производственных запасов, отражаемых на субсчетах счета 10 "Материалы".
Порядок учета НДС при осуществлении хозяйственных операций с материалами.
Формирование и учет резервов под снижение стоимости материальных запасов. Переоценка материальных ценностей и отражение ее результатов в учете.
Аналитический учет материальных ценностей и сверка его итогов с синтетическим учетом. Бухгалтерский контроль за формированием, правовым обеспечением хранения и использования производственных запасов (соблюдением условий хранения на складах, в цехах и участках производства, организации складского учета, нормативов запасов, поступления, отпуска, перемещения и списания материалов).
Инвентаризация материальных ценностей и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.
Раскрытие информации о запасах материальных ценностей в бухгалтерской отчетности.
Тема 9. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом организации.
Нормативная база.
Формы, системы и виды оплаты труда. Документальное оформление и учет состава работников, отработанного времени и выработки. Порядок расчета заработной платы, доплат, оплаты отпусков, надбавок, гарантий и компенсаций.
Состав фонда оплаты труда и выплат социального характера.
Расчеты оплаты труда и связанных с нею начислений, удержаний из заработной платы работников: налог на доходы физических лиц, платежи по исполнительным листам, поручениям работников и др.
Документальное оформление и учет расчетов с персоналом по оплате труда. Порядок составления расчетных ведомостей. Сводка данных о начисленных суммах заработной платы по ее составу, категориям персонала и удержаниям. Группировка начислений заработной платы по направлениям затрат.
Учет выплаты заработной платы и депонированных сумм.
Учет расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов с персоналом за товары, купленные в кредит, предоставленные займы, по возмещению материального ущерба и прочим операциям.
Раскрытие информации об учете оплаты труда и расчетов с персоналом организации в бухгалтерской отчетности.
Тема 10. Учет затрат на производство и издержек обращения.
Нормативная база.
Понятие затрат на производство и издержек обращения, основы их классификации и принципы отражения в системе бухгалтерского учета.
Понятие себестоимости продукции, работ, услуг и ее виды. Основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг.
Классификация производственных затрат: по элементам затрат и по статьям калькуляции, по экономической роли в процессе производства, по отношению к объему производства, по способу включения в себестоимость продукции, работ, услуг. Назначение и использование данных видов классификации.
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг по элементам затрат.
Состав материальных затрат, их учет и распределение по объектам калькулирования.
Состав затрат на оплату труда, их учет и распределение по объектам калькулирования.
Учет затрат на подготовку и освоение производства.
Состав расходов вспомогательных производств, их учет и распределение по объектам калькулирования. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг вспомогательных производств.
Состав общепроизводственных расходов, порядок учета и списания.
Состав общехозяйственных расходов, их учет и методы списания.
Состав расходов на продажу, их учет и методы списания.
Понятие незавершенного производства, методы оценки и группировки данных незавершенного производства. Учет и контроль движения деталей и полуфабрикатов в производстве. Инвентаризация незавершенного производства.
Учет непроизводительных расходов и потерь.
Методы калькулирования затрат при формировании себестоимости продукции, работ, услуг: позаказный, попроцессный, нормативный; обоснование выбора и особенности применения.
Особенности учета затрат (издержек обращения) в торговых предприятиях. Расчет издержек обращения на остаток нереализованных товаров.
Раскрытие информации об издержках производства и обращения в бухгалтерской отчетности.
Тема 11. Учет готовой продукции и товаров.
Нормативная база.
Понятие готовой продукции, работ и услуг. Документирование выпуска продукции.
Учет выпуска продукции по фактической себестоимости.
Учет выпуска продукции по нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета "Выпуск продукции (работ, услуг)". Учет отклонений фактической себестоимости от нормативной (плановой).
Учет готовой продукции на складе и его сверка с данными синтетического бухгалтерского учета.
Документальное оформление, оценка и учет отгрузки (отпуска) и реализации продукции, работ и услуг покупателям и заказчикам.
Особенности учета сданных заказчикам выполненных работ и оказанных услуг без использования и с использованием счета "Выполненные этапы по незавершенным работам".
Аналитический учет отгрузки и реализации продукции.
Особенности учета товарообменных (бартерных) операций.
Раскрытие информации о готовой продукции в бухгалтерской отчетности.
Понятие и оценка товаров.
Учет товаров в сфере производства, приобретенных для комплектации готовой продукции.
Учет товаров в сфере производства, приобретенных для перепродажи.
Учет товаров в оптовой торговле. Способы оценки.
Учет товаров в розничной торговле. Способы оценки.
Особенности применения счета "Торговая наценка".
Порядок бухгалтерского учета посреднических операций (договор поручения, комиссии) в оптовой торговле.
Формирование и учет резервов под снижение стоимости товаров.
Инвентаризация продукции и товаров и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.
Расходы на продажу, их состав, документирование, способы распределения и списания.
Раскрытие информации о товарах и товарных операциях в бухгалтерской отчетности.
Тема 12. Учет финансовых вложений.
Нормативная база.
Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. Изменение оценки отдельных видов вложений в бухгалтерском учете и отчетности. Переоценка финансовых вложений. Требования к предоставлению данных о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет вкладов в уставный капитал сторонних организаций.
Бухгалтерский учет финансовых вложений в ценные бумаги. Учет резерва под обесценивание вложений в ценные бумаги.
Бухгалтерский учет предоставленных другим организациям займов.
Понятие договора простого товарищества. Учет вкладов и других операций по договору простого товарищества у его отдельных участников в бухгалтерском балансе организации участника. Учет операций по договору простого товарищества на отдельном балансе у участника, ведущего общие дела. Учет операций при окончании срока действия договора простого товарищества. Возврат вклада.
Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.
Тема 13. Учет денежных средств.
Нормативная база.
Документальное оформление, порядок ведения и отражения в учете кассовых операций. Учет денежных документов.
Учет денежных средств, находящихся в аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей). Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах банка (депозитные вклады и др.).
Учет переводов в пути.
Раскрытие информации о денежных средствах в бухгалтерской отчетности.
Тема 14. Учет текущих обязательств и расчетов.
Нормативная база.
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.
Сроки расчетов и исковой давности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, в том числе по авансам выданным.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками, в том числе по авансам полученным.
Учет расчетов за поставленные товары, продукцию, работы, услуги векселями у векселедателя и векселедержателя.
Учет расчетов по посредническим операциям.
Учет расчетов при прекращении обязательств по расчетам путем зачета взаимных требований, отступного, новации.
Учет расчетов при исполнении обязательств третьим лицом и путем перемены лиц в обязательстве (перевод долга, уступка права требования).
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете. Особенности списания дебиторской задолженности. Формирование и учет резервов по сомнительным долгам.
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Учет расчетов по платежам в дорожные фонды.
Учет расчетов с учредителями и акционерами.
Учет расчетов с государственными и муниципальными органами.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами (по имущественному и личному страхованию, по претензиям др.).
Внутрихозяйственные расчеты.
Учет операций по доверительному управлению имуществом.
Учет расчетов с филиалами (обособленными подразделениями).
Раскрытие информации о текущих обязательствах и расчетах в бухгалтерской отчетности.
Тема 15. Учет внешнеэкономической деятельности организации и операций в иностранной валюте.
Нормативная база.
Оценка в бухгалтерском учете операций, выраженных в иностранной валюте. Переоценка стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте. Понятие курсовой разницы и порядок отражения ее в бухгалтерском учете.
Учет операций по обязательной и добровольной продаже валютной выручки.
Учет операций по покупке иностранной валюты.
Учет экспортных операций и порядок расчетов по экспортным платежам. Общая схема учета экспортных операций у организации - экспортера.
Учет экспортных операций с участием посредника. Особенности учета у экспортера и посредника по экспорту в зависимости от условий посреднического договора.
Учет импортных операций и порядок расчетов по импорту. Особенности учета у организации-импортера.
Учет импортных операций с участием посредника. Особенности учета у импортера и у посредника по импорту в зависимости от условий посреднического договора.
Учет операций по внешнеторговым сделкам, расчеты по которым осуществляются неденежными средствами.
Тема 16. Учет финансовых результатов.
Нормативная база.
Понятие доходов и расходов. Классификация доходов и расходов в зависимости от их характера, условий получения и осуществления и направлений деятельности организации: доходы и расходы от обычной деятельности, прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).
Признание доходов и расходов.
Учет распределения доходов и расходов по отчетным периодам. Назначение и содержание счетов "Доходы будущих периодов", "Расходы будущих периодов", "Резервы предстоящих расходов", "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Учет государственной помощи и формирование дохода.
Учет продажи продукции (работ, услуг), связанных с обычными видами деятельности. Назначение счета "Продажи" и его структура.
Особенности учета на субсчетах "Выручка", "Себестоимость продаж", "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы", "Прибыль/убытки от продажи".
Порядок определения финансового результата от продаж за отчетный месяц. Закрытие сальдо по субсчетам счета "Продажи" по окончании отчетного года.
Учет операционных и внереализационных доходов и расходов. Назначение счета "Прочие доходы и расходы" и его структура. Организация аналитического учета для формирования отчета по форме N2.
Особенности учета на субсчетах "Прочие доходы", "Прочие расходы", "Сальдо прочих доходов и расходов". Порядок определения и списания сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Порядок закрытия субсчетов по окончании отчетного года.
Учет продажи внеоборотных активов, производственных запасов и активов. Учет прочих операционных доходов и расходов. Учет внереализационных доходов и расходов.
Учет прибылей и убытков. Назначение и структуры счета "Прибыли и убытки". Отражение на счете "Прибыли и убытки" финансовых результатов от обычных видов деятельности, операционных и внереализационных результатов.
Учет чрезвычайных доходов и расходов.
Учет начисления платежей по налогу на прибыль, платежей по перерасчету по данному налогу и налоговых санкций.
Порядок закрытия счета "Прибыли и убытки" по окончании года. Реформация баланса.
Отчет о прибылях и убытках, его содержание, структура, порядок составления.
Отражение прочей информации о прибылях и убытках в бухгалтерской отчетности.
Тема 17. Учет собственного капитала.
Нормативная база.
Понятие учетной категории "капитал". Составляющие капитала: уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, паевой фонд), резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), целевое финансирование.
Уставный капитал и учет его формирования: при учреждении организации, при его увеличении и уменьшении, при реорганизации и ликвидации организации.
Учет собственных акций (долей), выкупленных обществом. Порядок учета учредителей и акционеров.
Особенности формирования и учета складочного капитала и паевого фонда.
Особенности формирования и учета уставного фонда унитарного предприятия.
Добавочный капитал, его формирование и учет. Резервный капитал. Учет его формирования и использования.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Учет формирования нераспределенной прибыли отчетного года. Учет формирования нераспределенной прибыли прошлых лет. Учет покрытия убытка отчетного года и непокрытого убытка прошлых лет.
Раскрытие информации о капитале в бухгалтерской отчетности.
Тема 18. Учет заемных средств.
Нормативная база.
Понятие кредитов и займов. Их отличительные особенности.
Виды кредитов и порядок их учета. Документальное оформление кредитов.
Обусловленность организации учета целевым назначением и сроками возврата кредитов. Источники уплаты процентов за кредит.
Особенности учета налоговых и бюджетных кредитов.
Учет кредитов для персонала.
Виды займов и порядок их учета. Источники уплаты процентов по займам и отражение их в учете.
Учет выпущенных облигаций и выданных векселей.
Раскрытие информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности.
Тема 19. Учет средств целевого финансирования.
Нормативная база.
Понятие средств целевого финансирования, источники, учет операций по их движению, последующий контроль за целевым использованием.
Учет государственных субсидий.
Учет средств, поступивших от других организаций и физических лиц безвозмездно.
Тема 20. Бухгалтерская отчетность.
Нормативная база.
Понятие бухгалтерской отчетности; ее состав и содержание; общие требования к ее составлению.
Бухгалтерский баланс: содержание, виды, методы оценки статей баланса. Техника составления баланса.
Содержание отчета о прибылях и убытках. Взаимосвязь отчета о финансовых результатах с налоговыми декларациями и другими документами, представляемыми в налоговые органы.
Содержание отчета о движении денежных средств.
Сводная бухгалтерская отчетность, ее состав и структура. Особенности формирования консолидированной отчетности.
Взаимосогласованность и увязка показателей отчетности. Ответственность за фальсификацию и искажение показателей бухгалтерской отчетности.
Пояснения и пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Общие требования к раскрытию статей бухгалтерской отчетности, вытекающие из нормативных документов. Разделы пояснительной записки: краткая характеристика организации и основных направлений ее деятельности; учетная политика организации и ее изменение; информация об аффилированных лицах; вознаграждения членам правления (совета директоров), наблюдательного совета; основные факторы, повлиявшие в отчетному году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации и т.д.
Существенные статьи бухгалтерской отчетности, методика их формирования; информация для обеспечения сопоставимости (сравнимости) данных за отчетный и предшествующие ему годы (методика расчета отдельных показателей); события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности; данные о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта (информация по сегментам); государственная помощь; участие в природоохранных мероприятиях; динамика важнейших показателей отчетности и порядок расчета аналитических коэффициентов; прибыль, приходящаяся на одну акцию.
Тема 21. Учет отдельных операций на забалансовых счетах.
Нормативная база.
Учет арендованных основных средств.
Учет товарно-материальных и других ценностей, принятых на ответственное хранение. Учет материалов, принятых в переработку. Учет товаров, принятых на комиссию.
Учет бланков строгой отчетности.
Учет обеспечения обязательств, полученных и выданных.
Учет имущества и ценных бумаг, полученных в залог.
Учет износа основных средств (жилого фонда и объектов внешнего благоустройства).
Тема 22. Особенности учета на малом предприятии.
Нормативная база.
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий как субъектов малого предпринимательства.
Особенности ведения бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности на малых предприятиях.
Особенности учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения.
Особенности учета в условиях применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Тема 23. Справочные и информационные бухгалтерские системы (СИБС).
Место и роль СИБС в профессиональной деятельности аудитора. Краткий обзор российского рынка СИБС. Свойства информационных банков систем. Аналитические возможности СИБС. Поисковые возможности СИБС. Сервисные возможности СИБС при работе с документами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.