Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Ершовой Л.А.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 29 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Литвяковой Г.Э. - Кайль Е.А. и дополнениям к апелляционной жалобе Литвяковой Г.Э. на решение Центрального районного суда г. Омска от 08 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Литвяковой " ... " отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Литвяковой Г.Э. - Кайль Е.А., и представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска Лаповенко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвякова Г.Э. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным пп. 2 п. 1 Постановления Мэра г. Омска "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков", возложении на него обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., распложенного по адресу: " ... ".
Постановлением Мэра г. Омска N N " ... " от 01.07.2013 (подпункт 2 пункта 1) ей было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка - для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком. Считает данный отказ незаконным.
Отнесение такого вида использования земельного участка как "индивидуальные жилые дома" к условно разрешенному виду произошло только в 2008 году без учета фактического использования земельного участка к моменту принятия Правил землепользования, что является нарушением действующего законодательства и ее прав, поскольку до 2008 года вид разрешенного использования участка был - "для жилищных нужд под строение для размещения домов индивидуальной жилой постройки".
Перспективное размещение транспортной магистрали на данном участке не является причиной, по которой ее право использовать земельный участок в соответствии с условно-разрешенным видом, а именно: под строительство индивидуального жилого дома, гарантированного ей нормами действующего законодательства, может быть ограничено.
Кроме того, ни комиссией, ни Мэром г.Омска при принятии рекомендаций и решения об отказе не учтено, что предполагаемая транспортная магистраль не затрагивает полностью земельный участок, что свидетельствует о наличии у нее возможности строительства жилого дома.
Указанный земельный участок в установленном законом порядке не резервировался для муниципальных нужд и не изымался у нее.
Указывает, что в постановлении N N " ... " от 01.07.2013 не указаны мотивы и причины отказа в предоставлении разрешения, что является нарушением норм градостроительного законодательства.
Просила признать незаконным и отменить подпункт 2 пункта 1 Постановления Мэра г. Омска от 01.07.2013 N N " ... "; обязать Мэра г. Омска в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " для размещения индивидуального жилого дома с прилегающей территорией; судебные расходы возложить на Администрацию г. Омска.
Литвякова Г.Э. в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель Литвяковой Г.Э. - Кайль Е.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации г.Омска Веселкова И.А. в судебном заседании требования Литвяковой Г.Э. не признала и пояснила, что процедура принятия Мэром г.Омска решения об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка была соблюдена.
В судебном заседании представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска Лаповенко Е.А. указала на необоснованность требований заявителя, поддержала доводы, указанные в отзыве.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Литвяковой Г.Э. - Кайль Е.А. и дополнении к жалобе Литвяковой Г.Э., ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, удовлетворении требований Литвяковой Г.Э. в полном объеме. Указывается, что судом не установлены обстоятельства, имеющие значения для дела. Так, судом не дано должной оценки тому обстоятельству, что в оспариваемом постановлении не приведены мотивы и причины отказа в предоставлении Литвяковой Г.Э. разрешения. Также судом не учтено, что каких-либо ограничений прав Литвяковой Г.Э. как собственника на спорный земельный участок не зарегистрировано. Не дано надлежащей оценки судом и тому обстоятельству, что перспективное размещение транспортной магистрали не является законной причиной для ограничения прав Литвяковой Г.Э. Заявитель не планирует осуществлять строительство за пределами красной линии, а собирается осуществлять деятельность в строгом соответствии с Градостроительным планом, в связи с чем выдачей разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не будут нарушены интересы Муниципального образования город Омск. Несмотря на то, что комиссией в отношении земельного участка Литвяковой Г.Э. высказаны возражения по выдаче разрешения, однако в отношении земельного участка с кадастровым номером N " ... ", который имеет общие границы с ее участком и заходит за пределы красной линии еще более, чем участок Литвяковой Г.Э., при тех же условиях комиссией выдано положительное заключение на строительство зданий " ... " этажей и более, что нарушает права заявителя.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Частью 1 ст. 13 ГК РФ предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда и Пленума Верховного суда РФ от 01.01.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано на то, что основанием для принятия решения судом о признании ненормативного акта недействительным и оспариваемых действий незаконными является одновременно как их несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст.39 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (части 1, 2 данной статьи).
Частью 3 указанной статьи установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (пункт 4 указанной статьи).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (п. 5 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (п. 6 ст.39 Градостроительного кодекса РФ).
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (пункт 7 той же статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
Аналогичный порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения определен Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
По смыслу пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления, принимают решения об изменении одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний.
В то же время ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления, а результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.
Данный вывод следует из положений ст. 39 Градостроительного кодекса РФ и п. 6 и 7 ст. 20 решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, по смыслу которых результаты (а таковые отражаются в Заключении и Рекомендациях) публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления города Омска.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Аналогичное понятие закреплено и в п. 16 ст. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подпункт "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что Литвякова Г.Э. является собственницей жилого дома общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ". Право собственности возникло на основании решения Советского районного суда г.Омска от " ... "2004 года (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии N " ... " от " ... "2005 года) - (л.д. " ... ").
2 октября 2007 года за Литвяковой Г.Э. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью " ... " кв. м с кадастровым номером N " ... " из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для жилищных нужд под строение, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ". Основанием возникновения права собственности на земельный участок указан договор купли-продажи земельного участка от 07.09.2007 года N N " ... "(л.д. " ... ").
Земельный участок находится в территориальной зоне "Ж3 - Зона жилой застройки средней этажности" с условно разрешенным видом использования, в том числе, индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей) (л.д. " ... ").
17.04.2013 Литвякова Г.Э. обратилась в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером " ... " для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.
Постановлением Мэра г. Омска от 27.05.2013 N N " ... " были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков, в том числе, по вопросу Литвяковой Г.Э. (л.д. " ... ").
Публичные слушания состоялись 18.06.2013.
По результатам проведенных публичных слушаний департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельный участков.
Из указанного заключения следует, что замечаний, возражений и предложений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителя не поступало (пп. 11 п. 3, п. 3) (л.д. " ... ").
Согласно п. 6 рекомендаций по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельный участков, подготовленных Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, от 21.06.2013 Комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком, учитывая перспективное размещение транспортной магистрали по набережной " ... " согласно проекту планировки территории в границах: улица " ... " - улица " ... " - улица " ... " - " ... " в Советском и Центральном АО г. Омска, утвержденному Постановлением Администрации г. Омска от 02.05.2012 N " ... " "Об утверждении проекта планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (л.д. " ... ").
Из информации для публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков видно, что земельный участок Литвяковой Г.Э. расположен (делится на две неравные части) красной линией (л.д. " ... ").
Постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 N " ... " утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица " ... " - улица " ... " - улица " ... " - " ... " - в Советском и Центральном административных округах города Омска.
Из экспликации элементов планировочной структуры (в рамках Постановления N " ... " от 02.05.2012) усматривается, что на части территории земельного участка заявителя проектируется улица N " ... " (л.д. " ... ").
Указанное постановление не отменено и не признано незаконным в установленном законом порядке.
На основании указанной рекомендации Администрация г.Омска приняла Постановлением от 01.07.2013 N " ... ", в соответствии с которым Литвяковой Г.Э. было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (л.д. " ... ").
Таким образом, порядок проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка был соблюден.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что оспариваемым постановлением не нарушены права и свободы Литвяковой Г.Э., не созданы препятствия к осуществлению ею, как гражданином, ее прав и свобод, на нее не возложена какая-либо обязанность, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ею требований.
Ссылки в жалобе на то, что судом не дано должной оценки отсутствию мотивов и причин отказа в предоставлении разрешения в оспариваемом постановлении, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела усматривается, основанием к отказу Литвяковой Г.Э. в предоставлении такого разрешения послужили рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в г. Омске, из которых следует, что земельный участок заявителя частично находится в границах красных линий транспортной магистрали, утвержденных в составе проекта планировки территории, что является препятствием для предоставления ей разрешения на испрашиваемый вид использования земельного участка.
Как указывалось выше, в силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают границы территории общего пользования. В связи с частичным нахождением земельного участка заявителя за границами красных линий, планируемым использованием данной части в качестве земель общего пользования с возможностью беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц, имелись основания для отказа в предоставлении разрешения на вид использования указанного выше земельного участка.
То обстоятельство, что каких-либо ограничений прав Литвяковой Г.Э. как собственника на спорный земельный участок не зарегистрировано, не может являться основанием для удовлетворения заявленных ею требований.
Доводы жалобы о нарушении прав Литвяковой Г.Э. в связи с тем, что в отношении земельного участка с кадастровым номером N " ... ", который имеет общие границы с ее участком и заходит за пределы красной линии еще более, чем ее участок, комиссией выдано положительное заключение на строительство зданий " ... " этажей, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в рамках данного спора судом оценивается отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком, основанный на заключении и рекомендациях Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области непосредственно для этого участка.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба и дополнения е ней не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 08 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Литвяковой Г.Э. - Кайль Е.А. и дополнения к апелляционной жалобе Литвяковой Г.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.