Определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N КАС 01-467
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: А.И.Федина
членов коллегии: В.Д.Анохина, В.П.Кнышева
с участием прокурора: А.В.Федотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 декабря 2001 г. гражданское дело по заявлению Анисимовой Валентины Зиновьевны о признании недействительными пунктов 1 и 4 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" в части, предусматривающей обязательное наличие у гражданина регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, необходимой для назначения и выплаты пенсии (далее Указания) по кассационной жалобе Анисимовой В.З. на решение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2001 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ Кругловой О.В., Васильевой Т.Ю. и Толкачевой З.А., возражавших против жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Анисимова В.З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что положения оспариваемых пунктов Указаний не соответствуют Конституции РФ, Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Закону РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" и нарушают ее пенсионные права, так как, не будучи зарегистрированной на территории России она (гражданка Казахстана) не имеет в силу оспоренных положений Указаний права на назначение и получение государственной пенсии.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Анисимова В.З. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность вывода суда о соответствии Указаний требования закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Как следует из материалов дела, в обоснование жалобы Анисимова В.З. ссылалась на то, что, являясь гражданкой Казахстана, фактически проживает в г. Москве у своей дочери (проживающей в семейном общежитии), однако ввиду отсутствия регистрации по месту фактического проживания она в силу оспоренных Указаний лишена права на оформление и получение пенсий. Полагала, что, постоянно проживая на территории России, в силу действующего Российского законодательства о социальном обеспечении и действующих Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения (Соглашение от 13 марта 1992 года) и "Договора между РФ и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (Договор от 20 января 1995 года) она наравне с гражданами Российской Федерации вправе оформить и получать пенсию по месту постоянного проживания и без наличия регистрации по месту этого проживания.
Между тем, как правильно указал суд в своем решении, согласно ст. 4 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данная норма закона не связывает право на пенсионное обеспечение лица с местом жительства на территории России только в отношении граждан Российской Федерации. Для иностранных граждан и других лиц (не граждан РФ) основным условием пенсионного обеспечения является проживание их в Российской Федерации.
В силу ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; назначение пенсии таким гражданам производится по месту их жительства.
Согласно Договору от 20 января 1995 года гражданин одной Стороны считается постоянно проживающим на территории другой Стороны, если он на основании разрешения, выданного этой другой Стороной, постоянно проживает на ее территории и при этом не является также постоянно проживающим на территории Стороны своего гражданства (ст. 1).
Признаваемым Сторонами свидетельством, удостоверяющим статус гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, в соответствии с настоящим Договором, является документ, выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка, проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность или гражданство указанного лица, в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение государственной границы (ст. 2).
В соответствии со ст. 5 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" иностранные граждане могут постоянно проживать в СССР, если они имеют на то разрешение и вид на жительство. выданные органами внутренних дел, а в соответствии со ст. 10 этого же Закона иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами СССР.
Анализ приведенных выше норм Закона и международных договоров позволяет придти к выводу о том, что для иностранцев регистрация своего места жительства на территории Российской Федерации является обязательной, осуществляется органами внутренних дел и носит разрешительный, и не уведомительный характер (в отличие от граждан России).
Документальным же подтверждением постоянного места жительства в России иностранных граждан является (как это правильно указано в оспоренных Указаниях) паспорт с отметкой о регистрации либо свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное органами регистрационного учета, либо вид на жительство.
Таким образом, установленная пунктами 1 и 4 Указаний обязательность наличия у лица, прибывшего на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР регистрации его по месту жительства на территории Российской Федерации в качестве обязательного условия для начисления и выплаты ему пенсии соответствует требованиям закона и международным договорам.
Довод в кассационной жалобе о том, что суд первой инстанции якобы неправильно определил юридически значимые обстоятельства и не исследовал вопрос о необходимости для лиц, прибывших из стран СНГ, регистрации, как условия для назначения и получения пенсии несостоятелен и опровергается содержанием судебного решения в котором приведены соответствующие нормативные акты, касающиеся такой обязанности для иностранцев в целях реализации ими пенсионных прав.
Ссылка в кассационной жалобе на вступившие в законную силу решения судов, которыми признаны незаконными положения нормативных актов г. Москвы, предусматривавшие регистрацию лиц в качестве основания для получения социальных выплат по месту жительства несостоятельна, поскольку данные нормативные акты в части признанной судами незаконными, касались лишь граждан России, а не иностранцев.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
Решение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Анисимовой В.З. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N КАС 01-467
Текст определения официально опубликован не был