Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2003 г. N 1426/03
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Московский опытный сварочный завод" к МНС России о признании недействующим пункта 24 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Заявитель просит признать недействующим пункт 24 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", ссылаясь на то, что оспариваемый пункт расширяет полномочия ответчика, предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), так как вместо понятия "расчет" ввел понятие "декларация", не предусмотренное Законом Российской Федерации "О плате за землю", чем ухудшил положение налогоплательщика, вводя дополнительное основание привлечения организации-налогоплательщика к налоговой ответственности.
МНС России, возражая против иска, указало, что при издании инструкции действовало в пределах своих полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса. Документ, именуемый в пункте 24 инструкции как "налоговая декларация", идентичен по форме и содержанию понятию "расчет налога", обязанность по представлению которого предусмотрена статьей 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса МНС России вправе издавать обязательные для своих подразделений инструкции по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 издана в соответствии с требованиями части первой Налогового кодекса. При этом применяемая в инструкции терминология приведена в соответствие с новым налоговым законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 31 Кодекса МНС России в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков.
В силу статьи 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Статья 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" обязывает юридические лица ежегодно, не позднее 1 июля представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Изменение названия "расчет" на "декларация" вызвано принятием Налогового кодекса.
Форма расчета по земельному налогу (приложение N 1 к инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю") была разработана Госналогслужбой России (ныне - МНС России) на основании предоставленных ей полномочий.
Приказом МНС России от 20.08.99 N АП-3-04/273 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 1 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", зарегистрированным Минюстом России 20.09.99, слово "расчет" изменено на словосочетание "налоговая декларация".
Ранее установленная форма расчета по налогу на землю по своему содержанию соответствует определению, данному в статье 80 Налогового кодекса ("налоговая декларация").
Таким образом, пункт 24 оспариваемой инструкции, предусматривающий обязанность налогоплательщика представлять в установленный срок налоговую декларацию, не нарушает его прав и законных интересов. Указанная декларация включает расчеты налоговой базы и суммы налога, соответствующие по содержанию статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
На основании изложенного суд пришел к выводу, что для признания недействующим пункта 24 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" оснований не имеется.
Суд решил:
В признании недействующим пункта 24 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 24 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 г. N 56 по применению Закона РФ "О плате за землю" организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы.
Учитывая, что Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" не предусматривает обязанность налогоплательщиков по представлению налоговых деклараций, а говорит лишь о расчетах, предприятие оспорило приведенную норму Инструкции МНС РФ как возлагающую на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
При рассмотрении настоящего дела ВАС РФ исходил из того, что в соответствии со ст.16 Закона РФ "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Согласно п.3 ст.31 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, МНС РФ в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков.
При этом в соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
На основании названных норм, а также учитывая отдельные положения Закона РФ "О плате за землю", ВАС РФ пришел к выводу о том, что расчет, обязанность представления которого предусмотрена названным Законом, по своему содержанию является налоговой декларацией в смысле ст.80 НК РФ.
Кроме того, употребление в оспариваемой норме Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 г. N 56 понятия "декларация", а не "расчет" связано с принятием НК РФ.
Следовательно, оспариваемое положение не возлагает на налогоплательщиков дополнительных обязанностей, в связи с чем в признании его недействующим отказано.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2003 г. N 1426/03 (извлечение)
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", август 2003 г., N 8