Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо УМНС России по г.Москве от 23.05.2003 N 28-07/27657 и сообщает следующее.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15.12.2003 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Федерального закона следует читать как "15 декабря 2001 года"
Согласно статьям 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ максимальный тариф страхового взноса на страховую и накопительную части трудовой пенсии в совокупности составляет 14% от базы для исчисления страховых взносов или 1/2 от максимальной ставки единого социального налога в федеральный бюджет, установленной пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере 28%, поскольку она включает налоговый вычет по тарифу 14%. Таким образом, максимальная ставка налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (за минусом максимального тарифа налогового вычета), равна 14%.
Статья 239 Кодекса предоставляет льготы по единому социальному налогу отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Федеральный закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, статья 239 Кодекса, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
Поскольку базы для исчисления налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, применяющих налоговые льготы, различны, в связи с тем, что льгота, установленная статьей 239 Кодекса, применяется только в отношении к базе для исчисления налога, но не применяется при формировании базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то это приводит к превышению суммы налогового вычета над суммой единого социального налога.
В этом случае сумма налогового вычета не будет являться излишне уплаченной и на нее не могут быть распространены нормы, установленные пунктом 2 статьи 243 Кодекса, устанавливающие, что сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет.
Для таких налогоплательщиков правильное применение налогового вычета, не занижающее суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, обеспечивается на уровне ставок налога, а именно, исчисления налога в федеральный бюджет по ставке 14% (1/2 от 28%) в порядке, предусмотренном приказом МНС России от 01.02.02. N БГ-3-05/49 для заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134).
При наличии налоговой базы (суммы выплат, произведенных в пользу инвалида, превышающую 100 000 рублей), налогоплательщиком должен быть исчислен и уплачен налог с базы, превышающей 100 000 рублей, что и реализуется при применении механизма расчета налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, установленного приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134.
Правомерность такого подхода подтверждена Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.12.2002 N 9132/02, которым в частности, определено, что раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" признан соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону N 167-ФЗ.
Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02 установлено, что льгота на уплату единого социального налога, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса, не распространяется на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Действительный государственный советник |
С.Х.Аминев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, что льготы по единому социальному налогу, установленные НК РФ, не распространяются на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Поскольку базы для исчисления налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, применяющих налоговые льготы, различны, а льгота, установленная статьей 239 НК РФ, применяется только в отношении базы для исчисления налога, но не применяется при формировании базы для исчисления страховых взносов, то это приводит к превышению суммы налогового вычета над суммой ЕСН. В этом случае сумма налогового вычета не будет являться излишне уплаченной и на нее не может быть распространено положение о том, что сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет.
Для таких налогоплательщиков правильное применение налогового вычета, не занижающее суммы подлежащего уплате в федеральный бюджет налога, обеспечивается на уровне исчисления налога по ставке 14%.
Письмо МНС РФ от 6 августа 2003 г. N 05-3-06/334-АБ476 "Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 9 сентября 2003 г. N 17, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 10 сентября 2003 г. N 33, в газете "Экономика и жизнь", сентябрь 2003 г., N 38