Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 мая 2003 г. N КАС 03-171
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 мая 2003 года гражданское дело по жалобе Н. о признании незаконными (частично) п.п. 8 и 10 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168, а также раздела 5 (частично) Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450), по кассационной жалобе Н., на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителя Правительства Российской Федерации К., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, и заключение прокурора Т., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Н. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором оспаривает пункт 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в части содержащей положение об определении расчетной стоимости субсидии, исходя из рыночной стоимости жилых помещений на территории субъекта Российской Федерации, а не населенного пункта, а также пункт 10 Правил об определении размера социальной нормы общей площади жилья, отличного от установленного субъектами Российской Федерации, а также положения раздела 5 Программы "Государственные жилищные сертификаты", содержащей аналогичные Правилам нормы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2003 года Н. в удовлетворении жалобы было отказано.
Не соглашаясь с таким решением, заявитель в кассационной жалобе просит о его отмене и удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Поскольку, как считает заявитель, в нарушение ч. 2 ст. 19 Конституции РФ оспариваемая норма (п. 8 Правил) ставит право гражданина на получение жилищного сертификата определенной стоимости в зависимость от места жительства (места получения сертификата), которое в свою очередь определяется его нахождением в определенном субъекте Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что в связи с этим п. 8 Правил противоречит ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а п. 10 Правил, по его мнению является незаконным, поскольку в силу ст. 11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", определение социальной нормы площади жилья находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не Правительства Российской Федерации.
По мнению автора кассационной жалобы, суд неправильно истолковал Конституцию РФ и вышеназванные федеральные законы, в связи с чем данное решение подлежит отмене.
Далее в жалобе утверждается, что оспариваемые нормы нарушают право военнослужащего, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, поскольку в избранном месте жительства в г. Екатеринбурге, размер субсидии, выделенной ему по сертификату, определяется из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Свердловской области, а не его стоимости в г. Екатеринбурге. В связи с этим он несет убытки, каковых не несут граждане, получившие сертификаты в Москве и Санкт-Петербурге - городах, являющихся субъектами Российской Федерации.
По его мнению суд первой инстанции не принял во внимание, что право на бесплатное обеспечение жильем в соответствии с законом не ставится в зависимость от способа реализации данного права, в связи с чем он полагает, что граждане обладают правом приобрести жилье за счет жилищных сертификатов площадью не меньшей, чем оно предоставляется по договору социального найма, а минимальная норма обеспечения жильем за счет сертификатов должна быть эквивалентна социальной норме общей площади жилья, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28 апреля 1997 года N 425 и Постановлением Правительства РФ "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" от 26 мая 1997 года N 621 определен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, который составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех человек и более, 42 кв. метра - на семью их двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека.
В п. 10 "Правил выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства РФ "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" от 19 марта 2002 года N 168 определено, что социальная норма общей жилой площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. метров - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Для граждан-участников Программы, имеющих в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и абз. 3 ст. 54 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.
Аналогичные положения закреплены в разделе 5 постановления Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 года N 71.
Оспариваемые нормативно-правовые акты не регулируют отношения по оплате и предоставлению жилья, а определяют норматив для расчета размера федеральной субсидии для приобретения жилья, применяя федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, что правомерно и не лишает участников Программы права на приобретение жилья большей или меньшей площади.
В соответствии со ст. 13 Федерального Конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ Правительство РФ формирует целевые программы, обеспечивает их реализацию и, установив для расчета размера безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья социальную норму жилого помещения для семей различной численности за счет средств федерального бюджета, не изменило установленные законом нормы предоставления жилья, и более того, не ограничило права субъектов Российской Федерации в установлении этих норм, как это утверждает заявитель.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 определены компенсации (субсидии) как средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья и его покупки, где социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг и эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 2 указанного нормативно-правового акта право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма жилого помещения в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды, либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.
На основании ч. 3 ст. 25 того же закона условия получения компенсаций (субсидий) регулируются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, принимая постановление "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" от 19 марта 2002 года N 168, Правительство РФ действовало в соответствии со ст. 115 Конституции РФ и п. 14 ст. 15 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и было правомочно утверждать правила, устанавливающие порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и, следовательно, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Абзацем 3 раздела 5 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и п. 8 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты" предусмотрено, что расчетная стоимость приобретения жилого помещения по установленной социальной норме площади жилого помещения для семей разной численности определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания.
Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по каждому субъекту Российской Федерации в соответствии с утверждаемой в установленном порядке методикой определения стоимости 1 кв. метра общей площади жилых домов для расчета безвозмездных субсидий на приобретение жилья на основании данных, представляемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в средствах массовой информации.
Место жительства гражданина находится в определенном населенном пункте и определенном субъекте Российской Федерации, коим, на основании ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Избирая постоянное место жительства и получая жилищный сертификат, гражданин избирает для проживания и населенный пункт и субъект федерации. При покупке жилья с использованием ГЖС гражданин получает субсидию, в размере пропорциональном средней рыночной стоимости жилья в субъекте федерации. На указанную в сертификате сумму гражданин может рассчитывать и при покупке более дорогого жилья, находящегося в областном центре, так и более дешевого в районном центре, но входящем в состав одного субъекта федерации. Равным образом, в городах Москве и Санкт-Петербурге, являющихся субъектами Российской Федерации, гражданин имеет возможность приобрести жилье с использованием сертификата на свободном рынке независимо от потребительских качеств и престижности расположения жилого дома.
Таким образом, как правильно указывается в оспариваемом заявителем решении, установление зависимости предоставляемой субсидии от стоимости жилья в определенном субъекте федерации обусловлено рыночным характером формирования цен на жилые помещения и предоставлением гражданину свободы выбора конкретного места жительства, что не противоречит закону и не нарушает конституционных прав гражданина, а также предусмотренного законом права на получение субсидии.
Кроме того, участие в программе "Государственные жилищные сертификаты" является добровольным и лишь одним из многих способов реализации закрепленного за гражданином права на обеспечение жильем, от реализации которого он вправе отказаться и избрать иной способ обеспечения жильем себя и членов семьи, предусмотренный действующим законодательством.
На основании изложенного, требования Н. о признании п.п. 8 и 10 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168, а также раздела 5 Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450), в части, содержащей положение об определении расчетной стоимости субсидии исходя из рыночной стоимости жилых помещений на территории субъекта Российской Федерации, а также в части установления социальной нормы площади жилья, из которой определяется размер безвозмездной субсидии, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 мая 2003 г. N КАС 03-171
Текст определения официально опубликован не был