Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 8 августа 2003 г. N 04-05-11/51
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 23.07.2003 N П48-22055 Департамент налоговой политики совместно с Департаментом страхового надзора рассмотрел Ваше обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову и сообщает.
Согласно главе 28 "Транспортный налог" "Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание, что пунктом 2 статьи 358 главы 28 Кодекса предусмотрена норма, исходя из которой не облагаются транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
При этом Правительству Российской Федерации не предоставлено соответствующего права по принятию решений об освобождении от уплаты транспортного налога отдельных категорий налогоплательщиков.
Затронутый в Вашем письме вопрос об освобождении от уплаты транспортного налога, согласно вышеуказанной главе 28 Кодекса, находится в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Так, статьей 356 главы 28 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На основании этого предоставление налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков федеральным законодательством полностью отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
В Вашем случае вопрос о возможности освобождения от налогообложения такой категории лиц, как ветераны труда и инвалиды, имеющие автомобили не указанные в пункте 2 статьи 358 Кодекса, находится в компетенции органов власти Тамбовской области.
Что касается вопроса страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то сообщаем следующее.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон), страхованию подлежит не транспортное средство, а гражданская ответственность владельцев транспортных средств на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших лиц.
В связи с тем, что данный Закон вступил в силу 1 июля 2003 года все нормы, закрепленные в нем, подлежат исполнению.
Условия страхования и размеры страховых тарифов определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 и N 264.
При расчете страховых тарифов будут применяться коэффициенты, позволяющие учитывать, например, стаж вождения, мощность двигателя легкового автомобиля, безаварийное использование транспортных средств, и, соответственно, величина страхового взноса будет ниже. Кроме того, Законом предусмотрен поправочный коэффициент в зависимости от периода (сезонности) использования транспортного средства, т.е. если транспортное средство используется только в течение шести или более месяцев в календарном году, то страхователь вправе заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности на срок использования транспортного средства, что также повлечет уменьшение размера страхового взноса.
Статьей 8 Закона предусмотрена возможность пересмотра размера страхового тарифа и поправочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации не ранее чем через 6 месяцев, с учетом накопленного опыта проведения данного вида страхования на территории Российской Федерации и статистических данных по произошедшим страховым случаям и оплаченных страховщиками убытков.
Реализация данного права позволит на основании собранной информации о проведении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств более точно учесть пожелания отдельных категорий граждан (инвалидов, ветеранов, малоимущих и т.д.), принимая во внимание региональные и технические особенности эксплуатации транспортных средств, участвующих в дорожном движении, а также поведение водителей на дорогах, повлекшее наступление страховых событий.
В соответствии с п.2 ст.17 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования некоторым категориям граждан. Следовательно, Вы можете обратиться непосредственно в орган местного самоуправления, либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете, так как источники финансирования и порядок предоставления указанных компенсаций должны быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами указанных органов.
Заместитель руководителя Департамента |
А.И.Салина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 8 августа 2003 г. N 04-05-11/51
Текст письма официально опубликован не был