Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N ГКПИ03-298
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению городской общественной организации Волгодонская Ассоциация потребителей о признании недействительным п. 2 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г.", установил:
Городская общественная организация Волгодонская Ассоциация Потребителей (ВАП) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным п. 2 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2002 г.". Как указывает заявитель, п. 2 указанного Перечня признает утратившим силу пункт 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики", которым населению, проживающему вокруг атомных электростанций предоставлялась 50%-ая скидка по оплате электроэнергии. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В суде представитель Ассоциации Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что отмена ранее установленных льгот невозможна без их равноценной замены, в противном случае нарушаются права граждан на социально-экономические компенсации.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Л. возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства РФ и не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения представителя Ассоциации Н., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
В связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г." Правительство Российской Федерации издало 24 августа 2002 г.
Постановление N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2002 г.", которым утвержден Перечень утративших силу актов совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации. Пунктом 2 Перечня признан утратившим силу пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики".
В целях обеспечения социальной защиты населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 устанавливались с 1993 г. населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих атомных электростанций, льготные тарифы за пользование электроэнергией и теплом (при подаче его от систем теплоснабжения атомных электростанций) на бытовые нужды в размере 50 процентов от платы, определяемой в установленном порядке.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Л., в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 г." как и в федеральных законах о бюджетах на другие годы не были предусмотрены денежные средства на реализацию льготы, установленной п. 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763. Бюджетный кодекс РФ запрещает финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом.
Из объяснений представителей Ассоциации Н., заинтересованного лица Правительства РФ Л. и письменных материалов дела следует, что льгота населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих АЭС в размере 50% от платы за пользование электроэнергией и теплом установлена нормативным правовым актом Правительства РФ. Государственная Дума Российской Федерации 20 октября 1995 г. приняла Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" N 170-ФЗ, которым предусмотрены меры по социальной защите граждан в районах расположения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Согласно статье 17 настоящего Федерального закона виды, размеры предоставления социально-экономических компенсаций и меры по социальной защите граждан в зависимости от типа и характеристик безопасности объекта использования атомной энергии устанавливаются федеральным законом.
Порядок предоставления указанных компенсаций и меры по социальной защите граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" не предусмотрел возможность сохранения льгот населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих АЭС, по оплате за пользование электроэнергией и теплом ранее установленных нормативным правовым актом Правительства РФ.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 г.", во исполнение которого издан оспариваемый нормативный правовой акт, в статьях 54, 55, 56, 146 не предусматривает в составе расходов федерального бюджета на 2002 г. компенсации по реализации пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики".
Бюджетный кодекс Российской Федерации в пункте 5 статьи 83 предусматривает, что в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете.
Правительство Российской Федерации в силу Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" обеспечивает исполнение федерального бюджета и издает постановления на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных Указов Президента.
Нормативного правового акта, устанавливающего льготы населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих АЭС, по оплате за пользование электроэнергией и теплом, и имеющего большую юридическую силу, чем утративший силу пункт 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763, издано не было.
Правительство Российской Федерации, осуществляя деятельность по организации исполнения законов и иных нормативных правовых актов, вправе издать постановление об отмене ранее изданного им правового акта.
Правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и в Федеральном законе "Об электроэнергетике".
В соответствии с вышеназванными законами Правительство РФ, осуществляя государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, правомочно утверждать предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Согласно ч. 11 статьи 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" при установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.
Оспариваемый нормативный правовой акт Правительства РФ тарифы как систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, не устанавливает и издан во исполнение иного федерального закона.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами заявителя, что изданием Постановления Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630 нарушаются равные права граждан на благоприятную окружающую среду с учетом конкретной территории.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление городской общественной организации Волгодонская Ассоциация потребителей о признании недействительным пункта 2 Перечня утративших силу актов совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 г. N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2002 г.", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N ГКПИ03-298
Текст решения официально опубликован не был