Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 29 июля 2003 г. N КАС 03-311
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2003 года гражданское дело по жалобе П. о признании незаконными абзацев третьего и четвертого (частично) пункта 2.1 "Методики определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений гражданами с привлечением средств федерального бюджета", утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя РФ) от 31 августа 2001 года N 104, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской федерации от 20 мая 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу К.А. и К.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия установила:
П. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанной жалобой, поскольку рассчитываемая Госстроем по Методике средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья занижает его фактическую рыночную стоимость на 25 - 35%., обращая при этом внимание на то, что военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы приходится покупать жилье по рыночным ценам, а не по стоимости, рассчитанной Госстроем, что противоречит п.7 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", содержащему положение о стопроцентной оплате военнослужащим стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2003 года П. отказано в удовлетворении жалобы. В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения Верховного Суда РФ, ссылаясь на его незаконность. По его мнению, оспариваемый нормативно-правовой акт в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, нарушает его право на жилье, а также основные права и свободы, предусмотренные п.7 ст.15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Далее П. в жалобе утверждает, что методика определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений гражданами с привлечением средств федерального бюджета, утвержденная постановлением Госкомстроя России от 31 августа 2001 г. N 104, не только противоречит названной норме Федерального закона, но и не учитывает особенностей и стоимость строительства, что нарушает право военнослужащих, установленное пунктом 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В заключение жалобы П. просит отменить данное решение и принять новое, не передавая дело на новое рассмотрение, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов с учетом установленных законом норм.
Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168 утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты". Согласно п.8 указанных Правил, расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения), установленной для семей разной численности, определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется ежеквартально Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на основании данных, представленных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что публикуется в одном из официальных изданий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 394-р от 11 октября 2001 года и N 1337-р Госстрою России поручено ежеквартально определять данные о средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Госстроя России от 31 августа 2001 года N 104 утверждена "Методика определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений гражданами с привлечением средств федерального бюджета". Указанное постановление Госстроя зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2001 года N 3001.
Изложенное выше свидетельствует о том, что Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, издавая оспариваемый нормативный акт, действовал в полном соответствии с полномочиями, установленными Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Что же касается мнения заявителя о том, что государство обязано обеспечить военнослужащего жилой площадью независимо от избранного им способа реализации своего права на жилище в полном объеме, в том числе и оплатить ее по рыночным ценам, то с ним нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. В этой же статье предусмотрены различные способы обеспечения военнослужащих жильем. При этом выбор способа обеспечения жилым помещением принадлежит военнослужащему и он может принять решение о реализации своего права на жилище, в том числе и путем строительства (покупки) индивидуального жилого дома для чего вправе, при наличии оснований определенных законом, получить субсидию в виде безвозмездной финансовой помощи. Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма.
Поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета. Гражданин не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае, если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить свою жилищную проблему и не воспользовался средствами выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, как очередник на получение жилья на условиях социального найма.
Таким образом, указанная Программа не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", то есть в качестве очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма, а отдельным категориям военнослужащих - и в порядке получения субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи.
Компенсации (субсидии), как установлено статьей 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1, - это средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи, в том числе для строительства жилья и его покупки. Граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии) от органов государственной власти и управления для реализации права на жилище. Условия получения компенсаций (субсидий) регулируются Правительством Российской Федерации и Банком России (статья 25).
В статье 2 этого закона закреплено, что государство обязалось обеспечивать граждан жильем путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Военнослужащие, в соответствии с действующим законодательством, вправе, в частности, получить жилые помещения в домах государственного или муниципального жилого фонда по договору найма, что безусловно гарантировано государством. Наряду с этим, в той же статье установлено, что государство обязалось оказывать помощь гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства жилья. При этом граждане, как закреплено в статье 19 этого закона, имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости путем жилищного строительства.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что предоставляемые субсидии являются лишь способом оказания помощи гражданам со стороны государства, а не обязанностью государства полной оплаты строительства либо покупки квартиры гражданином по рыночным ценам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 июля 2003 г. N КАС 03-311
Текст определения официально опубликован не был