Решение Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N ГКПИ03-809
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N КАС03-459 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пунктов 16, 17, 18, 9, 11, 12 и 33 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в редакции постановления от 14 августа 2002 г. N 599), а также пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 2.6.2, 4.1, 4.3 ч.1, 4.6 и 4.7 "Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденной приказом МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393 (с изменениями от 15 апреля 1996 г., от 9 июля 1996 г., от 15 сентября 1997 г. и от 30 июня 1998 г. N 394), в части содержащегося в них требования о необходимости личной явки гражданина в регистрирующий орган и обязанности по сдаче своего паспорта для оформления регистрации (далее Правила, Инструкция), установил:
К. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Правил и Инструкции в части, предусматривающей необходимость личной явки гражданина в регистрирующие органы и сдачи паспорта для оформления регистрации, противоречат Конституции РФ, ст.3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и неправомерно ограничивают его конституционные права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, а также другие права (право на распоряжение своим имуществом и на осуществление иной экономической деятельности).
При этом, в частности, указывает на то, что данная деятельность и свободное передвижение становятся невозможными ввиду отсутствия у гражданина в период оформления регистрации паспорта, который он обязан сдать в регистрирующие органы.
Неправомерным считает также и требование о личной явке гражданина в регистрирующие органы.
В судебном заседании представитель заявителя К. заявленное требование поддержала.
Представители Правительства РФ и МВД РФ, Министерства юстиции РФ с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые заявителем правовые акты не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и приняты Правительством РФ и МВД РФ в пределах своих полномочий.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства РФ, МВД РФ и Минюста РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч.2 ст.253 ГПК РФ).
Как установлено судом, во исполнение Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в редакции постановления от 14 августа 2002 г. N 599) были утверждены "Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", пунктом 9 которых предусмотрено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая праздничные и выходные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В соответствии с п.11 этих же Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
Согласно п.12 данных Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 16, 17, 18 и 33 этих же Правил, предусматривающих порядок регистрации граждан по месту жительства и снятия граждан с регистрационного учета.
В соответствии с названными Правилами приказом МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393 (с последующими изменениями) утверждена Инструкция о применении данных Правил, в пунктах 2.1, 2.2, 2.4, 2.6.2, 4.1, ч.1 п.4.3, 4.6 и 4.7 которой фактически воспроизведены приведенные выше положения Правил.
По утверждению представителей Правительства РФ, МВД РФ и Минюста РФ, оспариваемые пункты указанных правовых актов требования о необходимости личной явки гражданина в регистрирующие органы для оформления регистрации не содержат.
Что касается требования о необходимости представления в соответствующие органы документа, удостоверяющего личность (паспорта), содержащегося в оспариваемых пунктах Правил и Инструкции, то оно соответствует положениям Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ст.6) и прав заявителя, в том числе и на свободу передвижения, не нарушает.
В связи с этим каких-либо предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых в указанной части пунктов Правил и Инструкции не имеется.
Эти утверждения названных представителей ничем не опровергнуты.
Анализ содержания оспариваемых пунктов указанных правовых актов также свидетельствует о соответствии содержащегося в них положения о необходимости представления паспорта в регистрирующие органы требованиям закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых в указанной части пунктов Правил и Инструкции недействующими не имеется.
Довод заявителя о том, что в связи с представлением паспорта в регистрирующие органы для оформления регистрации на срок 3-6 дней нарушаются на этот период его права по распоряжению имуществом и право на свободу передвижения, не может быть признан обоснованным.
Согласно ст.3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ.
Контроль за соблюдением правил регистрации возлагается на органы внутренних дел.
Из приведенной нормы Закона следует, что правила регистрации и снятия с регистрационного учета устанавливаются Правительством РФ.
Предусмотренная Правилами необходимость представления, наряду с другими документами, документа удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в регистрирующие органы для оформления регистрации вытекает из установленной законом обязанности регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, а также и из содержания ст.6 вышеназванного Закона, предусматривающей обязанность представления гражданином при регистрации по новому месту жительства паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность.
О правомерности содержащегося в Правилах требования о предоставлении паспорта в регистрирующие органы свидетельствует и постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", в пункте 4 которого указывается, что представление паспорта и других документов для оформления регистрации обусловлено необходимостью подтверждения добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованиям ст.17 (ч.3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Из этого следует, что содержащееся в оспариваемых пунктах Правил и Инструкции требование о представлении в регистрирующие органы паспорта и других документов Конституции РФ и федеральным законам не противоречит.
Установленные в Правилах и Инструкции сроки, в течение которых оформляется регистрация и на которые гражданином фактически сдается паспорт, согласуются с требованиями ст.6 вышеназванного Закона и, по мнению суда, являются разумными и необходимыми.
Не может суд признать обоснованным и утверждение заявителя в той части, что оспариваемые пункты названных правовых актов незаконно возлагают на него обязанность лично являться в регистрирующие органы для оформления регистрации, поскольку данные пункты Правил и Инструкции такого требования не содержат. Более того, в пункте 4.8 Инструкции прямо указывается, что явка граждан в паспортно-визовую службу органов внутренних дел для оформления регистрации не обязательна.
Другие доводы, на которые заявитель ссылается в заявлении, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление К. о признании недействующими пунктов 9, 11, 12, 16, 17, 18 и 33 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в редакции постановления от 14 августа 2002 г. N 599), а также пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 2.6.2, 4.1, ч.1 п.4.3, 4.6 и 4.7 Инструкции о применении указанных Правил, утвержденной приказом МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393 (с изменениями, внесенными приказами от 15 апреля 1996 г., от 9 июля 1996 г., от 15 сентября 1997 г. и от 30 июня 1998 г. N 394), в части содержащегося в них требования о необходимости личной явки гражданина в регистрирующий орган и обязанности по сдаче паспорта для оформления регистрации, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N ГКПИ03-809
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N КАС03-459 настоящее решение оставлено без изменения