Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2003 г. N 2203/03 Решения, принятые судом кассационной инстанции, подлежат отмене в части доначисления налогов и пеней за 1998 год, а также в части налогообложения стоимости выполненных по контракту работ, поскольку проверяемый трехлетний срок деятельности налогоплательщика взаимосвязан с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении. Поступление же денежных средств в качестве авансовых платежей в счет контракта до момента выполнения работ и принятия их заказчиком не влечет, в отличие от обложения налогом на добавленную стоимость, возникновения объекта обложения налогом на прибыль

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно абзацу 1 статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

В данном случае налоговая инспекция на основании решения руководителя данного органа, принятого в 2001 году, в 2002 году провела выездную налоговую проверку в отношении 1998, 1999 и 2000 годов. При этом, по мнению налогового органа, период, охватываемый проверкой, следует исчислять, исходя из даты принятия решения о проведении проверки.

Данную позицию поддержала и кассационная инстанция, отменившая решение, а также постановление апелляционной инстанции.

Признавая такое толкование закона неправильным, Президиум указал на то, что из анализа приведенного выше положения ст.87 НК РФ следует связанность проверяемого трехлетнего периода деятельности налогоплательщика именного с годом проведения проверки.

Исходя из этого, применительно к рассматриваемому случаю само по себе принятие руководителем налогового органа решения о проведении выездной налоговой проверки не влечет за собой определение указанного трехлетнего периода с этого момента. Для определения проверяемого периода необходимо установить, с какого момента фактически началась налоговая проверка.

Таким образом, поскольку фактически выездная проверка осуществлялась налоговым органом в 2002 году, то данной проверкой могли быть охвачены только три года, предшествующие году проведения проверки, то есть 1999-2001 годы.

Следовательно, в ходе проведения такой проверки не могла проверяться правильность исчисления и уплаты налогов предприятием в 1998 году.

На основании изложенного Президиум отменил в указанной части постановление кассационной инстанции ввиду нарушения единообразия в толковании и применении норм права и оставил в силе решение первой и постановление апелляционной инстанций.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2003 г. N 2203/03


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 2 (в извлечении)