Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2003 г. N 5-Г03-40
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 3 июня 2003 г. кассационную жалобу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на решение Московского городского суда от 14 октября 2002 г., которым признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу первое предложение абзаца первого пункта 6.2 Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 26 февраля 2002 г. N 141-ПП в части слов "с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства в соответствии со сроком проживания"; второе предложение абзаца первого того же пункта в части слов "с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства"; абзаца второго пункта 6.2 Правил обязательного медицинского страхования населения Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г. N 141-ПП; абзаца второго пункта 6.3 Правил обязательного медицинского страхования населения Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г. N 141-ПП в части слов "в случае отсутствия в паспорте отметки органов регистрационного учета, свидетельства о регистрации по месту жительства".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н., объяснение Б., представляющего интересы К., К. и Б. по доверенности, представителя Правительства г. Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования П., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации В. полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила.
Правилами обязательного медицинского страхования населения города Москвы, утвержденными Постановлением Правительства г. Москвы от 26 февраля 2002 N 141-ПП установлено, что полисы ОМС выдаются в городе Москве страховыми медицинскими организациями:
- гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при предъявлении паспорта с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства в соответствии со сроком проживания. Детям в возрасте до 14 лет полисы ОМС выдаются при предъявлении свидетельства о рождении и паспорта с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства одного из родителей, усыновителей или опекунов;
- беженцам и вынужденным переселенцам при предъявлении свидетельства, выданного Комитетом по делам миграции Правительства Москвы, на срок действия свидетельства;
- не имеющим в городе Москве места жительства гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим на московских предприятиях на основании соответствующих договоров (п. 6.2).
СМО не имеет права отказать в выдаче полиса ОМС категориям граждан, указанным в п. 6.2 настоящих Правил. В случае невозможности получения полиса ОМС гражданином лично полис ОМС может быть получен другим лицом при предъявлении им своего паспорта, личного заявления, паспорта и, в случае отсутствия в паспорте отметки органов регистрационного учета, свидетельства о регистрации по месту жительства гражданина, на имя которого выдается полис ОМС (п. 6.3).
К., К. и Б. обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6.2 и 6.3 в частях, предусматривающих обязательность наличия у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания в качестве необходимого условия для получения полиса обязательного медицинского страхования; возможность выдачи гражданам полисов временного действия; обязанность беженцев и вынужденных переселенцев для получения полиса обязательного медицинского страхования представлять свидетельства, выдаваемые комитетом по делам миграции Правительства г. Москвы.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Московский городской фонд обязательного медицинского страхования просит отменить решение суда, считая его неправильным. Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (ч. 4 ст. 1). Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного (ст. 5).
Согласно Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41, в редакции постановления Правительства от 11 октября 1993 г. N 1018, страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией (п. 2). При изменении постоянного места жительства неработающие граждане, в отношении которых заключен договор обязательного медицинского страхования, возвращают полученный полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства (п. 7).
Указанные выше Закон и Инструкция не предусматривают регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса. Не предусматривают федеральные нормативные акты и выдачу гражданам полисов временного действия в связи с отсутствием у них регистрации.
По смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой, сами по себе, не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами "О беженцах", ст. 7, и "О вынужденных переселенцах", ст. 5, установлено, что решение о признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом. Лицу, признанному беженцем, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются Правительством Российской Федерации.
Комитет по делам миграции Правительства г. Москвы является структурным подразделением Правительства г. Москвы, к федеральным органам власти не относится и не вправе выдавать удостоверения беженцам и вынужденным переселенцам.
Поэтому суд правильно сделал вывод о незаконности пунктов 6.2 и 6.3 Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы в частях, предусматривающих обязательность наличия у гражданина регистрации по месту жительства в г. Москве в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования (абзац первый п. 6.2, абзац второй п. 6.3), а также в части, предусматривающей возможность выдачи беженцам и вынужденным переселенцам полисов обязательного медицинского страхования временного действия при представлении свидетельства, выдаваемого комитетом по делам миграции Правительства г. Москвы (абзац второй п. 6.2).
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 14 октября 2002 г. без изменения, кассационную жалобу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2003 г. N 5-Г03-40
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, март 2004 г., N 3