Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 5. Метод оценки защитных свойств изолирующих костюмов по аэрозолю хлористого натрия

Приложение 5

(рекомендуемое)

 

Метод оценки защитных свойств изолирующих костюмов
по аэрозолю хлористого натрия

 

1. Введение

 

1.1. Настоящий метод предусматривает количественную оценку защитных свойств изолирующих костюмов по аэрозолю хлористого натрия, в том числе и при сертификационных испытаниях изделий, проводимых в камерах, аттестованных в установленном порядке.

1.2. Сущность метода заключается в определении отношения концентрации аэрозоля в камере, имитирующей загрязненную рабочую среду, к концентрации аэрозоля в лицевой части (в зоне дыхания) подкостюмного пространства при выполнении испытателем, находящимся в камере, определенных действий, имитирующих трудовую деятельность. По результатам измерений концентраций аэрозоля в камере и в подкостюмном пространстве рассчитывают коэффициенты защиты костюма и коэффициенты проникания тест-аэрозоля в подкостюмное пространство при выполнении определенных видов деятельности.

1.3. В качестве испытателей привлекаются практически здоровые мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, изучившие и усвоившие техническое описание и руководство по эксплуатации ИК, содержание и последовательность процедуры испытаний, включая действия в непредвиденных ситуациях, и обученные контролю своего функционального состояния в ходе испытаний.

1.4. Перед испытанием необходимо убедиться, что ИК находится в исправном состоянии и может быть использован без ущерба для здоровья испытателя. Размер испытываемого костюма должен соответствовать размерам испытателя. Система подачи воздуха должна обеспечивать подачу чистого воздуха в пределах заданных параметров.

1.5. Методика отбора и количество костюмов, отбираемых для испытаний, устанавливается специальным положением, но в любом случае испытывается не менее 3 костюмов различных размеров, не менее чем на трех испытателях.

 

2. Аппаратура, приборы

 

2.1. Камера, имитирующая рабочую среду, которая снабжена специальной вытяжной вентиляцией, штуцерами и трубопроводами для подвода чистого воздуха, аэрозоля хлористого натрия и для присоединения пробоотборников, зажим-воронки и других приборов для измерения концентрации аэрозоля. Размеры камеры должны позволять испытателю выполнять весь комплекс упражнений, предусмотренных программой испытаний. Часть камеры должна быть выполнена из прозрачного материала, позволяющего наблюдать за испытателем в ходе эксперимента.

2.2. Ультразвуковой генератор аэрозоля типа УЗУА, обеспечивающий получение и поддержание в ходе всего эксперимента в атмосфере камеры концентрации аэрозоля 10(5) - 10(6) частиц/дм3 со среднегеометрическим диаметром 0,3 - 1 мкм при стандартном геометрическом отклонении не более 1,5.

2.3. Источник избыточного давления воздуха (компрессор, стационарная воздушная сеть и др.), обеспечивающий объемную скорость подачи воздуха в подкостюмное пространство, равную 500 дм3/мин.

2.4. Фильтры очистки воздуха, подаваемого в подкостюмное пространство, способные обеспечить содержание в воздухе:

 

     - окиси углерода       - не более 12,5 мг/м3;
     - двуокиси углерода    - не более 1000 мг/м3;
     - паров нефтепродуктов - не более 0,5 мг/м3.

 

2.5. Приборы для измерения концентрации аэрозольных частиц с диапазоном измерений диаметра частиц от 0,3 до 1,0 мкм и более, а концентрации частиц - от 0 до 5 х 10(7) частиц/дм3. Предел допустимой основной относительной погрешности измерения концентрации аэрозоля для прибора должен быть не более 30%.

2.6. Расходомеры для воздушного потока с объемным расходом до 6, 100, 600 дм3/мин с погрешностью измерения не более 2,5%.

2.7. Психрометр с диапазоном измерения 0-100% с погрешностью не более 5%.

2.8. Термометр с диапазоном измерений 0-50°C с погрешностью не более 0,25°C.

2.9. Барограф для измерения давления воздуха с погрешностью не более 10 Па.

2.10. Дифференциальный манометр с диапазоном измерения 2 кПа и погрешностью не более 10 Па.

2.11. Манометр для измерения избыточного давления в линии подачи воздуха класса точности 2,5.

2.12. Приборы, контролирующие концентрации вредных веществ в воздухе, подаваемом в подкостюмное пространство

2.13. Шумомер 1 класса по действующему ГОСТ с датчиком, реагирующим на речевой диапазон частот.

2.14. Вентилятор производительностью 150 дм3/мин и напряжением питания 12 В.

 

3. Подготовка к испытанию

 

3.1. Подготовка к испытанию включает:

- составление программы испытаний;

- назначение руководителя испытаний, испытателей, врача и других членов бригады по проведению испытаний;

- подготовка ИК, технических средств и приборов контроля;

- медицинский контроль испытаний, инструктаж, проверка знаний и практических навыков испытателей по выполнению своих обязанностей в ходе испытаний.

3.2. В программе испытаний должны быть указаны:

- тип (марка, модель) объекта испытаний и нормативно-техническая документация, которой он должен соответствовать;

- график процедуры испытаний;

- количество испытателей и испытываемых объектов;

- регистрируемые показатели, методы их определения и измеряемая аппаратура, с помощью которой значения показателей регистрируются;

- меры по обеспечению безопасности испытаний;

- действия руководителя испытаний и испытателя при возникновении опасных ситуаций.

3.3. К испытаниям с участием испытателя допускаются ИК, которые выдержали все другие испытания на соответствие нормативно-технической документации.

 

4. Проведение испытаний

 

4.1. Объект испытаний монтируется совместно с аппаратурой для измерения концентрации аэрозоля.

4.2. В испытательной камере создается стабильная атмосфера для проведения эксперимента при концентрации аэрозоля 10(5) - 10(6) частиц/дм3.

4.3. Через 3 минуты после стабилизации атмосферы по команде руководителя испытаний испытатель выполняет последовательно следующий комплекс упражнений, затрачивая на выполнение каждого упражнения 3 минуты:

4.3.1. стоит неподвижно, руки вытянув по швам, дыхание свободное;

4.3.2. наклоны вперед, касаясь пальцами носков обуви;

4.3.3. ходьба на месте со скоростью 6 км/час;

4.3.4. поднятие рук над головой и запрокидывание головы назад-вверх;

4.3.5. приседание;

4.3.6. ползание на четвереньках;

4.3.7. повороты туловища в разные стороны, сложив руки на груди;

4.3.8. стоит неподвижно, руки вытянув по швам, дыхание свободное.

При необходимости перечень упражнений может быть дополнен.

При выполнении каждого упражнения фиксируется концентрация и средний размер частиц аэрозоля в камере и подкостюмном пространстве.

Если при выполнении какого-либо упражнения концентрация аэрозоля в подкостюмном пространстве составит более 1% от его концентрации в камере, то испытания прекращаются.

4.4. В ходе всего эксперимента регистрируются относительная влажность воздуха в камере, его температура и барометрическое давление, расход воздуха, подаваемого в подкостюмное пространство, и избыточное давление в подкостюмном пространстве при выполнении каждого упражнения.

4.5. Для шланговых ИК испытания проводят при минимальном и максимальном расходе воздуха, установленном в нормативно-технической документации на конкретное изделие.

4.6. Результаты испытания заносятся в протокол в соответствии с действующим стандартом.

4.7. Полученные результаты подвергаются статистической обработке в соответствии с действующим стандартом.

4.8. Приложением к протоколу испытаний является опросный лист испытателя, в котором отражаются объективные данные и ответы испытателя на соответствующие вопросы.

 

Опросный лист

 

Дата:

Испытатель: ФИО

Рост:

Возраст:

Изготовитель изделия:

Наименование (марка, тип, N) изделия:

Дата изготовления:

Размер:

Нормативно-техническая документация:

 

+-----------------------------------+-----------------------------------+
|              Вопрос               |              Ответ*               |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|1. Легко ли надевается и  снимается|                                   |
|костюм?                            |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|2.  Дает  ли   костюм   возможность|                                   |
|свободно двигать головой?          |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|3. Удобны  ли  ремни,  охватывающие|                                   |
|голову?                            |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|4. Удобны  ли  ремни,  охватывающие|                                   |
|тело?                              |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|5.   Надежны   ли      сопряжения и|                                   |
|соединения?                        |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|6. Был ли шланг достаточно гибким? |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|7.   Приходилось   ли      во время|                                   |
|испытания   регулировать   подгонку|                                   |
|костюма?                           |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|8. Легко ли было дышать?           |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|9. Ухудшилось  ли  в  костюме  ваше|                                   |
|зрение?                            |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|10. Ухудшил ли  костюм  возможности|                                   |
|связи?                             |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|11.    Работает    ли    сигнальное|                                   |
|устройство и легко ли его понять?  |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|12.  Есть  ли   какие-либо   другие|                                   |
|замечания?                         |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|13. Общая оценка костюма:          |                                   |
+-----------------------------------+-----------------------------------+

 

     * Ответ дается по пятибальной  системе: 5 - отлично
                                             4 - хорошо
                                             3 - удовлетворительно
                                             2 - исправимо
                                             1 - плохо