Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15 октября 2003 г. N ВКПИ 02-77
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел гражданское дело по жалобе Р. о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
Надзорная жалоба по данному делу подана представителем Министра обороны Российской Федерации подполковником юстиции К., действующим по доверенности N 77 АА 0441590 от 5 апреля 2002 г., выданной сроком до 19 июня 2004 г. В жалобе К. выражает несогласие с решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об удовлетворении жалобы Р. и просит данное судебное постановление отменить и вынести новое решение - отказать Р. в удовлетворении жалобы.
10 сентября 2003 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации У. вынесено определение о передаче дела в Президиум Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения по существу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснение представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции К. и выступление
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К., полагавшего жалобу удовлетворить. Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Р. обратился в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с требованием о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в лом гарнизоне.
По мнению Р., данное положение нормативного акта Министерства обороны не основано на законе и нарушает его жилищные нрава, что выразилось в перенесении очередности заявителя в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
14 ноября 2002 г. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила жалобу Р. - признала незаконным (недействующим) с момента опубликования абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
При этом в судебном решении указано, что обжалуемое положение нормативного акта Министерства обороны Российской Федерации противоречит ст.ст. 30 и 33 Жилищного кодекса РСФСР, а также п.п. 26 и 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, поскольку в соответствии с данными нормами учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в воинских частях, в которых они проходят военную службу, исходя из времени включения их в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, конкретной воинской части. Какого-либо иного порядка учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательство Российской Федерации не предусматривает. Кроме того, обжалуемое положение нормативного акта противоречит и ст. 34 Жилищного кодекса РСФСР, так как в результате его применения состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащим фактически переносится очередность на получение жилья.
В кассационном порядке данное решение не обжаловано.
В надзорной жалобе представителя Министра обороны указывается, что по делу были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в том, что суд ошибочно счел Министра обороны Российской Федерации неправомочным устанавливать такой порядок формирования очереди на улучшение жилищных условий, при котором военнослужащие, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в #качанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне. При этом указывается, что судом дано неправильное толкование ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также ряда норм Жилищного кодекса РСФСР.
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об удовлетворении жалобы Р. подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1357 от 11 ноября 1998 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом, закрепляемым за данным министерством. В подпункте 36 пункта 11 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства обороны.
В статье 3 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать порядок распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договору найма. В статье 13 данного закона установлено, что органы государственной власти и управления определяют порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с существующей очередью.
В части 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений, устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с определением очередности.
В соответствии с частью 1 ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством). Таким образом, эта норма предусматривает возможность издания компетентными органами государственной власти и управления нормативных актов, определяющих иной порядок предоставления жилых помещений. Таким нормативным актом является Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в которой Министр обороны в пределах своей компетенции установил, что военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по месту их службы в пределах гарнизона. При таких условиях абзац второй пункта 28 указанной Инструкции, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне, не противоречит ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, устанавливающей, что жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Не противоречит обжалуемое положение нормативного акта Министерства обороны и ст. 34 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку в процессе его реализации не происходит перенесение очередности на более поздние сроки.
Кроме того, следует принять во внимание, что в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, в том числе и военнослужащие, могут быть сняты с учета. Перевод к новому месту службы в пределах одного гарнизона, не влекущий выезда на другое постоянное место жительства, не может считаться основанием для снятия военнослужащего с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации направлен именно на реализацию требований ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР в специфических условиях, связанных с прохождением военной службы.
Поскольку Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации при вынесении решения по данному делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение суда первой инстанции в соответствии со ст.ст. 387 и п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
Надзорную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции К. удовлетворить.
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. об удовлетворении жалобы Р. и о признании незаконным (недействующим) с момента опубликования абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 отменить. Вынести по делу новое решение - об отказе в удовлетворении жалобы Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15 октября 2003 г. N ВКПИ 02-77
Текст постановления официально опубликован не был