Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2003 г. N ВКПИ 03-74
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С. на п. 16 Правил выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", (далее Правил), утвержденных постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", установил:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает законность п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
В судебном заседании заявитель изменил свои требования и просил, кроме признания не соответствующего закону п. 16 Правил, признать противоречащим закону абзац 3 четвертого раздела (Граждане-участники программы) Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 года N 71 (в редакции постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года N 315).
Заявитель утверждает, что пункт 16 Правил, в части слов "в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации", и абзац 3 четвертого раздела (Граждане-участники программы) Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части слов "из общего числа граждан-участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствие с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий", противоречат требованиям п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку закон, в отличие от обжалуемых правовых норм, не предусматривает в качестве обязательного условия время постановки на учет для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления.
По мнению С., в соответствии с п. 14 ст. 15 указанного выше закона, право на обеспечение жильем путем получения государственного жилищного сертификата (далее ГСЖ) возникает со дня прибытия военнослужащего на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а не со дня постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения С., его представителя Р. в обоснование заявленных требований, представителей Правительства Российской Федерации К. и К., возражавших против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора П., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования С. удовлетворению не подлежат.
Обжалуемые С. правовые нормы устанавливают очередность граждан-участников Программы для получения жилищных сертификатов в той хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона РФ "Об основах Федеральной жилищной политики" N 4218-1 от 24 декабря 1992 года (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ) определяет, что органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах.
Согласно ст. 33 Жилищного Кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) определено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, редакции Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315).
Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Таким образом, вопреки мнению заявителя, анализ вышеперечисленных правовых норм дает основания полагать, что каких-либо несоответствий между положениями п. 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и требованиями пункта 16 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам федеральной целевой программы "государственные жилищные сертификаты", утвержденным постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в части слов "в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации", а также абзацем 3 четвертого раздела (Граждане-участники программы) Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части слов "из общего числа граждан-участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствие с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий", не имеется.
Что же касается утверждения С. о том, что он прибыл к избранному месту жительства в 1993 году, а поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лишь в 1996 году, то вопрос, связанный с правильностью его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения государственного жилищного сертификата, должен быть разрешен в соответствующем районном суде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
В удовлетворении жалобы С. о признании незаконным и недействующим со дня опубликования пункта 16 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части слов " в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации", а также о признании не соответствующим закону абзаца 3 раздела 4 (Граждане участники программы) Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 года N 71 (в редакции постановления Правительства РФ от 8.04.2000 года N 315) в части слов "из общего числа граждан-участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствие с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий" - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда РФ |
Л.М.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2003 г. N ВКПИ 03-74
Текст решения официально опубликован не был