Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 25 ноября 2003 г. N 7213/03
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - и.о. Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Антоновой Л.М., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Томской области от 14.01.2003 по делу N А67-11429/02 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.04.2003 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от отдела вневедомственной охраны при ОВД Советского района города Томска (истца) - Литвинович А.Н.;
от Инспекции МНС России по городу Томску (ответчика) - Козьминых Н.В., Александрова Е.Р.
Заслушав и обсудив доклад судьи Антоновой Л.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Советского района города Томска" (далее - отдел) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску (далее - инспекция) о признании недействительными ее решения от 06.11.2002 N 316/4-38 и требований от 06.11.2002 N 5459 и N 5459/1.
Инспекция обратилась к отделу со встречным иском о взыскании с последнего штрафа в размере 101103 рублей 75 копеек.
Оспариваемыми решением и требованиями инспекции отдел привлечен к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, выразившееся в неуплате налога на добавленную стоимость за июль 2002 года со средств, полученных от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами.
Отдел не согласен с решением и требованиями инспекции, ссылаясь на то, что подразделения вневедомственной охраны, являясь органами государственной власти, обладают исключительными полномочиями в сфере деятельности милиции, связанными с охраной на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества. Подразделения вневедомственной охраны - некоммерческие организации, их деятельность по охране имущества не является предпринимательской. Средства, поступающие от организаций и физических лиц за охрану имущества, не являются итогом предпринимательской деятельности и представляют собой законодательно установленный источник финансирования.
Решением суда первой инстанции от 14.01.2003 исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 02.04.2003 решение оставил без изменения.
Принимая решение об удовлетворении иска и отказе во встречном иске, суд, руководствуясь требованиями статьями# 1, 9, 10, 35 Закона Российской Федерации "О милиции" (далее - Закон о милиции), пункта 2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, пришел в выводу, что истец не является плательщиком налога на добавленную стоимость и действие главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации на него не распространяется.
Выполнение подразделениями вневедомственной охраны работ (услуг) по договорам на охрану имущества собственников в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается реализацией товаров (работ, услуг). Эти подразделения входят в систему государственных органов власти и им законодательно вменено в обязанность оказание таких услуг. Средства, поступающие от организаций и физических лиц по договорам за охрану имущества, являются одним из источников финансирования этих подразделений и налогом на добавленную стоимость не облагаются.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов инспекция ссылается на неправильное применение судом норм права, в частности подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, так как данная норма в редакции, примененной судом, утратила силу и на момент проведения проверки не действовала. Таким образом, судебные акты основаны на законе, не подлежащем применению по данному делу. В период налоговой проверки действовала норма подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Согласно этой норме услуги вневедомственной охраны по обеспечению безопасности имущества собственников не относятся к услугам, возложенным на государственные органы (или органы местного самоуправления), исполнение которых является исключительными полномочиями данных государственных органов в этой сфере деятельности. Получаемая за охрану имущества плата не относится к средствам целевого бюджетного финансирования.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, Президиум не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Закон "О милиции" (в редакции Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ) определяет милицию Российской Федерации как систему государственных органов исполнительной власти. В соответствии со статьями 9, 10 Закона подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел являются составной частью милиции общественной безопасности; охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является обязанностью вневедомственной охраны.
Обязанность по оказанию платных услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основе договоров возложена на подразделения вневедомственной охраны как исключительные полномочия в сфере деятельности органов внутренних дел (милиции).
Законом "О милиции" по существу предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Таким образом, услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на оснвое# заключенных с ними договоров, подпадают под услуги, приведенные в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, оспариваемые судебные акты по настоящему делу подлежат оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1, части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Томской области от 14.01.2003 по делу N А67-11429/02 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.04.2003 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н.Исайчев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством.
Данной льготой воспользовался отдел вневедомственной охраны по договорам на охрану имущества граждан и организаций. Налоговая инспекция посчитала использование льготы неправомерным и доначислила налог. Суды первой и кассационной инстанций признали решение налогового органа не соответствующим законодательству.
В ходе рассмотрения комментируемого дела Президиум исходил из того, что ст.1 Закона РФ от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" предусматривает, что милиция в РФ представляет собой систему государственных органов исполнительной власти. В то же время, согласно ст.9 данного Закона подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. Следовательно, подразделения вневедомственной охраны входят в систему государственных органов исполнительной власти.
При этом в соответствии с п.11 ст.10 Закона РФ "О милиции" одной из обязанностей милиции является охрана на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества. Таким образом, охрана имущества граждан и организаций на основе договоров является исключительным полномочием подразделений вневедомственной охраны, которое возложено на них законом.
Кроме того, как указывается в ст.35 Закона РФ "О милиции", подразделения милиции вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров. Следовательно, охрана имущество на основе договоров является еще и особым источником финансирования указанных подразделений.
Таким образом, отдел вневедомственной охраны был вправе не начислять НДС на суммы, получаемые по указанным договорам.
Исходя из вышеизложенного, Президиум оставил без изменения принятые по делу судебные акты (решение первой инстанции, постановление кассационной инстанции).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 ноября 2003 г. N 7213/03
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 5 (в извлечении)